Правительство вынашивает цены. Российское правительство разрешило беспошлинный импорт бензина на 9 месяцевПравительство отменило пошлину на импорт бензина в Россию. Вместо 5%-ной ставки будет действовать нулевая пошлина. Планируется, что эта мера будет действовать в течение 9 месяцев. В МЭРТ рассчитывают таким образом не допустить роста цен на бензин. Надежды на то, что прогнозы министерства сбудутся, очень мало – Украине это не помогло.Правительство отменило пошлину на импорт автомобильного и авиационного бензина. «Кто-то в правительстве решил временно ввести нулевую пошлину в надежде, что летом цены на бензин не подпрыгнут» Соответствующее постановление Михаил Фрадков подписал 14 апреля. Документ предполагает, что нулевая ставка на ввоз бензина будет действовать в течение 9 месяцев. Новый механизм импорта начнет действовать через месяц со дня официальной публикации постановления. Чиновники рассчитывают, что отмена пошлины поможет справиться с ростом инфляции. «Отмена импортных пошлин на бензин направлена на снижение инфляции, это одна из антиинфляционных мер», – говорят в пресс-службе Минэкономразвития. Другая цель – регулирование цен на рынке бензина. Идея отменить плату за ввоз бензина в Россию пришла Минэкономразвития еще летом 2006 года. В МЭРТ таким образом хотели повысить конкуренцию на рынке нефтепродуктов и снизить темпы роста цен на бензин. Доля импортного бензина на российском рынке невысока – порядка 5%. Все поставки идут в основном из Финляндии – бензин А92 и А95 везут в Ленинградскую область. Во второй половине марта 2007 года средняя потребительская цена на бензин в целом по стране на составляла 17,71 руб. за литр. По данным Росстата, за неделю с 19 по 26 марта в 82 субъектах цены на топливо практически не изменились. Рост цен был зафиксирован только в Биробиджане и Краснодаре – на 0,6 и 0,1% соответственно. А в Назрани и Перми бензин, наоборот, подешевел на 2,7 и 0,2% соответственно.
Снизить цены на бензин, отменив пошлину на импорт, пыталась Украина. В мае 2005 года Киев разрешил беспошлинный ввоз высокооктанового бензина и дизельного топлива, но стоимость топлива не изменилась. Российские эксперты уверены, что в России эффект будет похожий. «Едва ли ситуация на рынке бензина изменится. Этот сегмент уже поделен между отечественными монополистами», – говорит аналитик компании Advance research Михаил Бакулев. «В Москве доминируют Роснефть и ТНК-ВР. В Санкт-Петербурге – ЛУКОЙЛ и Сургутнефтегаз. Иностранным игрокам будет трудно среди них освоиться, – уверен аналитик. – Кроме того, в Европе (из других регионов импортировать нерентабельно) своих мощностей не хватает, а снятие пошлины – недостаточная мера, чтобы убедить зарубежные компании ввозить бензин в Россию». «Нет смысла ввозить бензин на российский рынок», – уверена аналитик исследовательской группы «Петромаркет» Александра Зубачева.
«Отечественные компании удовлетворяют спрос, который есть на внутреннем рынке. Острой потребности в европейском высокооктановом моторном топливе в России нет. А его аналог может поставлять Нижегороднефтеоргсинтез, ЛУКОЙЛ или Рязанский НПЗ ТНК-ВР», – полагает госпожа Зубачева. По ее словам, правительство просто пытается помешать сезонному росту цен. «Создается впечатление, что кто-то в правительстве решил временно ввести нулевую пошлину в надежде, что летом цены на бензин не подпрыгнут», – говорит аналитик. Но для производителей авиационного топлива решение правительства может быть полезным. «Иностранцы делают более качественный авиационный, и импортеры могут использовать эту возможность, чтобы закрепиться в России», – не исключает Михаил Бакулев. Екатерина Геращенко, Георгий ВоронковВзгляд |