"Комстар" подвели альтернативные связи. По темпам роста его бизнес-подразделение уступило МГТС и "Голден Телекому"
Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ
|
Оператор "Комстар – Объединенные телесистемы" вчера обнародовал итоги работы за 2006 год. Инвесторы обратили внимание на слабый рост выручки подразделения альтернативной телефонии и интернета, которая за год выросла всего на 15%, что почти в два раза меньше, чем у основного конкурента – компании "Голден Телеком". Фондовый рынок отреагировал на результаты падением котировок "Комстара" на 4,3%.
Как следует из отчетности "Комстара", наиболее слабый рост продемонстрировало подразделение альтернативной связи оператора (в него входят "Комстар-Директ", "Комстар-Москва", "Комстар-Регионы" и Comstar International). Оно занимается обслуживанием корпоративных клиентов компании, присоединенных к его сетям операторов, а также "квартирных" абонентов сети широкополосного доступа "Стрим". |
Выручка подразделения увеличилась на 15%, до $425,2 млн. Для сравнения: выручка ОАО МГТС, оказывающего услуги традиционной телефонии ("Комстару" принадлежит 66,9% акций компании), увеличилась на 25%, до $800,9 млн. При этом OIBDA margin для альтернативного сегмента составила 19%, для традиционного – 44%.
В "Комстаре" такую динамику роста считают нормальной. "Высокие темпы роста выручки МГТС объясняются двумя причинами. Первая – введение в середине прошлого года платы за звонки со стационарных телефонов на мобильные, за счет этого МГТС получила $32,6 млн. Росту выручки способствовало и повышение тарифов на голосовую связь в октябре 2005 года",– рассказывает директор по связям с инвесторами "Комстара" Мария Елисеева. В то же время, отмечает госпожа Елисеева, структура доходов альтернативного сегмента бизнеса "Комстара" в части учета доходов от дальней связи изменилась: "В силу изменения регулирования наши альтернативные операторы перешли на агентскую схему работы с компаниями дальней связи. Если ранее мы признавали все доходы и расходы от этих услуг, то теперь мы учитываем только агентскую комиссию, которая составляет примерно 50% доходов. Это уменьшило соответствующий показатель в отчетности примерно на $18 млн".
Тем не менее эксперты считают, что бизнес-подразделение "Комстара" развивается недостаточно динамично. Они указывают, что основной конкурент дочерней структуры АФК "Система", холдинг "Голден Телеком", предоставляющий сходные услуги бизнес-связи корпоративным клиентам, растет значительно быстрее. В 2006 году его выручка возросла на 28%, до $854,6 млн, тогда как на обслуживании корпоративных клиентов "Комстар" заработал $163,6 млн, его выручка выросла всего на 11%. "Я думаю, что 'Комстар' растет более медленными темпами по целому ряду причин,– считает начальник аналитического управления Dresdner Kleinwart Юлий Матевосов.– Главная – компания совсем недавно сформировалась из разрозненных структур. Для того чтобы они начали эффективно взаимодействовать, требуется время". Надежда Голубева из "Атона" считает, что еще одной причиной невысоких темпов роста подразделения бизнес-связи "Комстара" является недостаточно эффективная географическая экспансия. "Менеджеры 'Комстара' неоднократно говорили о планах расширения бизнеса за счет приобретения альтернативных операторов в России и за ее пределами,– отмечает госпожа Голубева.– Однако в прошлом году оператору не удалось сделать ни одного достаточно крупного приобретения". Сейчас, по собственным подсчетам, в российских регионах "Комстар" имеет договоры на обслуживание 10 тыс. абонентов. "Голден Телеком" же в регионах, по оценкам участников рынка, заключил договоры на обслуживание около 40-50 тыс. пользователей.
Показатели альтернативной части "Комстара", по мнению директора по развитию компании "Коминфо Консалтинг" Евгения Соломатина, в 2007 году может улучшить экспансия на квартирный рынок: "По итогам 2006 года, к примеру, рост выручки от услуг, которые компания предоставляет под брэндом 'Стрим', составил 54%. Выручка достигла $76 млн. В этом году темпы роста предположительно окажутся теми же".
Рынок отреагировал на публикацию отчетности "Комстара" (см. справку) снижением котировок. Вчера к 19.30 по московскому времени GDR "Комстара" подешевели на LSE на 4,3%, АФК "Система" – на 1,97%.
ВАЛЕРИЙ Ъ-КОДАЧИГОВ
Совет директоров ввел "Комстар" в убыток
По итогам 2006 года финансовые показатели "Комстара" продемонстрировали умеренный рост. Выручка компании увеличилась по сравнению с 2005 годом на 23%, до $1,12 млрд. OIBDA, то есть операционная прибыль до амортизации оператора, выросла на 19%, до $428,6 млн. Маржа OIBDA (отношение OIBDA к выручке) составила 38,3%. При этом по итогам четвертого квартала прошлого года убыток компании составил $63,1 млн. В компании убыток объясняют передачей компанией двум членам совета директоров, Сергею Щебетову и Владимиру Лагутину, в рамках опционной программы вознаграждения в виде акций "Комстара" стоимостью $62,1 млн. "Также убыток связан с переоценкой опциона call и put на акции 'Комстара', выданного структурам, аффилированным с компанией Mustcom в рамках приобретения у нее 25% плюс одна акция ОАО 'Связьинвест' в декабре 2006 года",– говорит директор по связям с инвесторами оператора Мария Елисеева. Негативный эффект опциона, оказанный на прибыль в связи с существенным ростом стоимости акций "Комстара", с момента его заключения до 31 декабря 2006 года составил $33,4 млн.
КоммерсантЪ
|