26.04.2007

Найти и уничтожить. Таможенники отстаивают свое право на контрафакт

Пылающие горы кроссовок, кучи изрезанных в клочья джинсов, крошащиеся под гусеницами бульдозера упаковки с CD- и DVD-дисками. Это не кадры из фантастического фильма, а иллюстрации к борьбе таможенников с контрафактной продукцией. Их вчера демонстрировали в Федеральной таможенной службе (ФТС) перед началом пресс-конференции, приуроченной к Международному дню интеллектуальной собственности, который отмечается сегодня.

Контрафакт - это факт

Таможенники отчитались, что за последние три года число выявленных ими поставок контрафактных товаров увеличилось более чем в 10 раз - с 154 случаев в 2004 году до 1628 в 2006 году.

Тот факт, что доля контрафактной продукции на рынке год от года сокращается, признают и производители, и правообладатели популярных торговых марок. По словам исполнительного директора некоммерческого партнерства производителей фирменных торговых марок "РусБренд" Алексея Поповичева, за последние пять лет по некоторым категориям товаров доля контрафактной продукции снизилась с 60 до 2-3%, и сейчас в целом на российском рынке доля подделок составляет около 15-17%.

Впрочем, сами таможенники жалуются, что наладить эффективную борьбу с контрафактом у них получается далеко не всегда. Как ни удивительно, одна из причин - нежелание правообладателей пользоваться услугами таможенников при защите собственных прав.

В качестве инструмента защиты таможенники предлагают правообладателям воспользоваться реестром объектов интеллектуальной собственности, который ведет ФТС на основании заявлений правообладателей. Контроль осуществляется следующим образом. Таможенники обнаруживают партию товара, значащегося в реестре, которая кажется им контрафактной. Контрафактность может заключаться как в несоответствии товара оригиналу по каким-то физическим параметрам, так и в факте ввоза товара не уполномоченным на это импортером (список уполномоченных импортеров правообладатели подают вместе с заявкой на включение в реестр). Таможенники информируют о подозрительном товаре правообладателя, который принимает решение - направлять или нет таможенникам заявление о приостановлении выпуска товара в свободное обращение (на 10 дней) и инициирует возбуждение административного дела. При этом расходы на различные экспертизы и судебные издержки оплачивает правообладатель.

По словам управляющего по защите товарных знаков "Найк Россия" Константина Райнота, с момента включения бренда Nike в реестр ФТС доля выявляемых фактов ввоза и торговли контрафактной продукцией под этой маркой резко возросла. В частности, с подачи таможенников в 2006 году компании удалось привлечь к административной ответственности 450 нарушителей против 50 в 2004 году.

Однако таможенники констатируют, что, как ни странно, правообладатели не спешат подавать заявки на включение в реестр ФТС. Пока в нем значится немногим более 850 товарных знаков, тогда как в аналогичных реестрах зарубежных коллег, по словам руководителя Главного управления товарной номенклатуры и торговых ограничений ФТС Андрея Кудряшева, этот показатель превышает 5000. Причем большую часть российского реестра занимают марки алкогольных напитков.

Что касается остальной продукции, то занесенных в реестр правообладателей можно пересчитать по пальцам. А, к примеру, марки аудио- и видеопродукции, оргтехники, автозапчастей, часов, бижутерии в списке вообще не фигурируют.

"Если правообладатель заинтересован в честном бизнесе, почему он не хочет пользоваться таким инструментом, как реестр?" - недоумевает Кудряшев. Одна из возможных причин, в открытую о которой в ФТС предпочитают не говорить, - правообладатели знают о фактах серого импорта их продукции неуполномоченными компаниями, но предпочитают перед таможенниками свою осведомленность не афишировать.

Время - деньги

Таможенники решили взять ситуацию в свои руки. А для этого им понадобились новые полномочия. По словам Кудряшева, ФТС хочет получить право приостанавливать на 10 дней выпуск товаров, имеющих признаки контрафактных, в свободное обращение без заявлений со стороны правообладателей (так называемый принцип ex officio). При этом речь идет о товарах, не включенных в реестр ФТС.

За этот срок таможенники предполагают либо найти правообладателя и уговорить его написать заявление, на основании которого будет возбуждено дело об административном нарушении, либо самостоятельно принять решение о возбуждении такого дела. Правда, в последнем случае все расходы придется оплачивать за счет бюджета, а таможенникам нести ответственность за принятые решения. По словам Кудряшева, соответствующие поправки в Таможенный кодекс уже подготовлены и могут быть рассмотрены Госдумой в период осенней сессии.

Впрочем, легкого прохождения поправок в Госдуме в ФТС не ждут. Впервые аналогичные поправки вносились еще в 2003 году при подготовке Таможенного кодекса. Но были отклонены, так как, по мнению депутатов, могли создать неоправданные задержки с таможенным оформлением товаров, в том числе и для добросовестных импортеров.

"Эта инициатива действительно вызывает у бизнеса опасения. В том числе и с точки зрения возможных злоупотреблений со стороны таможенников", - признал Кудряшев. По его словам, необходимо, чтобы при внедрении новой системы таможенники получили точные инструкции, которым они должны следовать, принимая решение о приостановлении выпуска товара в обращение. "Иначе это будет препятствие для добросовестных участников ВЭД", - пояснил представитель ФТС.

А вы подделки покупаете?

СЕРГЕЙ КОЛЕСНИКОВ / зампред комитета Госдумы по образованию и науке (фракция "Единая Россия"), академик РАМН

Во-первых, мне неизвестно, насколько то, что я покупаю, контрафактно или фальсифицировано. Я стараюсь покупать все в тех магазинах, где продавцам доверяю, но рассмотреть каждый образец не в состоянии, ведь это не моя задача. Если на туфлях крупными буквами напишут «контрафакт", то я их покупать, конечно же, не буду, а так мне неинтересна даже марка этих туфель - главное, чтобы они были легкими, мягкими, водонепроницаемыми и я их мог себе позволить по цене. К сожалению, в нашей стране отнюдь не гарантировано, что за бешеные деньги в Gucci ты купишь не контрафакт. Мало того, можно без всяких надписей и в дешевом магазине приобрести хорошо носимую вещь.

ДМИТРИЙ ЯНИН / председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей

Мне приходилось покупать подделки, например в Китае, причем они были очень неплохими по своим потребительским качествам. Понятно, что покупка фальсифицированной продукции - это воровство. Но полагаю, что люди, покупая тот же поддельный костюм, просто не задумываются, что они воруют чью-то собственность. При этом отношение к брендам у меня достаточно сдержанное. Я думаю, что не всегда те вещи, которые позиционируются как высококачественные, обладают такими уж исключительными свойствами, за которые берется столько денег. Компаниям не мешало бы более ответственно подходить к бизнесу и не играть на образах брендов, искусственно завышая цены на свою продукцию.

ВЯЧЕСЛАВ МАМОНТОВ / председатель исполкома Союза российских пивоваров

Для обывателя, наверное, имеет значение то, какой тип продукции он покупает: понятно, что никто не будет покупать поддельный автомобиль или поддельные лекарства. Но в принципе мы покупаем то, что есть в торговле, а поддельное это или нет, многие, вероятно, даже не задумываются. Кроме того, большая часть наших потребителей соизмеряет сумму покупки со своим карманом: платить лишние деньги за шильдик кто-то может себе позволить, а кто-то - нет. К тому же, приходя в торговую точку, я не начинаю, например, докапываться до продавца, требовать у него сертификаты и тому подобное, а пользуюсь другими параметрами: нравится - не нравится, подходит - не подходит. Наверное, в России нет вообще ни одного человека, который бы за всю свою жизнь не приобрел продукции, произведенной без учета авторских прав. Как, предположим, определить простому покупателю, серая, белая или черная сборка у магнитофона в магазине электроники? К тому же существует немало такой легальной продукции, качество которой заставляет через полгода покупать новую модель.

АРТЕМИЙ ТРОИЦКИЙ / музыкальный критик

Боюсь, что моя покупательская психология в системе координат брендов и подделок попросту не работает. Поэтому если вещь мне нравится, то я ее покупаю, сколько бы она ни стоила, и наоборот.

ГАЛИНА ЛЯШЕНКО, опрос подготовил АЛЕКСЕЙ СМИРНОВ

Газета