26.04.2007

Чей порошок лучше. Российские компании не спешат регистрировать свои товарные знаки

Сегодня, 26 апреля, отмечается Международный день интеллектуальной собственности. Серьезных успехов в защите интересов правообладателей Россия пока не добилась, несмотря на все проблемы, которые испытывает из-за отсутствия адекватной защиты интеллектуальной собственности в общении с мировым сообществом на предмет вступления во Всемирную торговую организацию. Законодательство пока не позволяет таможенникам оперативно реагировать на нарушения авторских прав. Участники рынка, в свою очередь, тоже далеко не всегда готовы прилагать значительные усилия для защиты своего товарного знака.

По статистике таможенных органов, лидерство по количеству подделок сегодня удерживают одежда и обувь, второе место занимают кондитерские изделия и продукты питания, замыкают тройку лидеров контрафакта парфюмерия и косметика, а также алкогольная и табачная продукция. Нарушения прав собственности на аудио-, видео- и программную продукцию, а также аксессуары и бытовую технику оказались на четвертом месте. Следом идут подделки фармацевтической продукции.

Однако для выявления такой продукции и последующих административных и судебных разбирательств мало того, чтобы товар имел откровенные признаки контрафактности. Необходимо точно знать, кто правообладатель товарного знака и кто его полномочный партнер, имеющий возможность выпускать этот товар, подчеркивают таможенники.

Как заявил вчера на пресс-конференции в Федеральной таможенной службе (ФТС) представитель главного управления товарной номенклатуры и тарифных ограничений ФТС, непонятно, почему в такой ситуации большинство российских правообладателей не спешат зарегистрировать свои товарные знаки в реестре объектов интеллектуальной собственности. Реестр объектов интеллектуальной собственности ведут таможенники. В отличие от других стран, где зарегистрировано порядка 5 тыс. товарных знаков, в России узаконено пока лишь 850 товарных знаков. В реестре зарегистрировано правообладание товарными знаками всего пяти компаний, производящих бытовую технику, трех парфюмерных и одной галантерейной компании. Не подано ни одной заявки на регистрацию товарных знаков правообладателями марок российской косметики, бижутерии, часов, автозапчастей и оргтехники.

Уровень контрафактной продукции по ведущим маркам товаров сегодня в России оценивается в 15--17% от суммарного оборота этой продукции на рынке. Правда, в этой статистике учтены лишь те производители, которые входят в содружество производителей фирменных торговых марок "Русбренд". По словам координатора комитета по интеллектуальной собственности «Русбренда» Алексея Поповичева, еще в 1999 году доля контрафактной продукции в одежде, обуви и парфюмерии достигала 60%. Сегодня же, по подсчетам экспертов, по ряду марок усилиями самих компаний и таможенников удалось снизить долю контрафакта до 3--5%.

По данным, предоставленным Федеральной таможенной службой, в 2006 году было выявлено 1 тыс. 628 случаев поставок контрафактных товаров, в то время как годом ранее всего 390. По результатам двух спецопераций таможенных органов в прошлом году было возбуждено 130 административных и 14 уголовных дел, задержано около 3 млн единиц товаров, перемещаемых с нарушением прав интеллектуальной собственности.

Правда, если сравнить эти данные с количеством контрафакта, выявляемого самими компаниями-правообладателями, успехи таможенников окажутся каплей в море. По словам представителя производителя спортивных товаров Nike в России Константина Райнота, за прошлый год компания самостоятельно выявила и сообщила таможенным и правоохранительным органам о 160 тыс. случаев подделок под марку Nike. «Несмотря на то что ликвидирован канал поставок поддельных ярлыков и этикеток, контрафакта такой продукции все еще очень много. На открытых рынках почти 90% продукции под маркой Nike является контрафактной», -- уверяет г-н Райнот.

Впрочем, борьба правообладателей с производителями контрафакта иногда перерастает в курьезные формы. Известен случай, когда владелец известного бренда бытовой химии попытался остановить распространение контрафактного стирального порошка, организовав пару публикаций в газетах о наличии на рынке подделки. В итоге акции продажи легальной продукции этой марки упали почти на четверть. Так что в защите интеллектуальных прав, судя по всему, лучше придерживаться принципа «не навреди».

Ирина СКЛЯРОВА

Время новостей