PRодвижение государственных органов сорвалосьВ преддверии майских праздников россияне почувствовали на себе заботу государства. В России повсеместно проводятся сразу несколько PR-кампаний, атрибутами которых являются разноцветные ленточки. Организаторы агитируют привязывать их на лацканы одежды, сумочки или антенны автомобилей, чтобы продемонстрировать свою сопричастность и выразить, таким образом, свое мнение. Различные госструктуры агитируют прохожих привязывать ленты, тем самым присоединяясь к организаторам акции. Началом истории возникновения PR-кампаний с ленточками в нашей стране можно считать социальную акцию радио "Серебряный дождь" для автомобилистов - "Белый платочек", признанную лучшим PR-поводом 2004 года . Она была направлена против беззакония на дорогах. Более 150 тысяч автомобилистов привязали белые лоскутки к своим автомобилям в знак протеста против повышения тарифов ОСАГО, введения налога на шипованную резину и перекрытия дорог для проезда машин чиновников. Через год, узнав о появлении аналогичной PR-кампании в честь праздника Победы, сотрудники радиостанции направили протест в ФГУП РАМИ РИА "Новости", указывая, что являются авторами подобной идеи. Поскольку защитить "свою" идею с юридической точки зрения "Серебряный дождь" не мог (она не подпадает под определение интеллектуальной собственности), то обиженным письмом в адрес агентства дело ограничилось. РИА "Новости" в свою очередь резонно ответили, что подобные акции проводятся уже достаточно давно. Красная ленточка уже более 10 лет является символом поддержки ВИЧ-инфицированных. В Великобритании белые ленты вешают на антенны автомобилей в память о погибших воинах. Желтыми лентами на домах, транспорте и деревьях американцы поддерживают свои войска в Ираке. Израильские автомобилисты прикрепляют ленточку цветов национального флага к своим авто в день независимости страны. Более того, в истории многих стран люди также привязывали ленты, проявляя солидарность к общей идее. Намериваясь повторить успех акции "Белый платочек", свою PR-кампания придумало и ГИБДД. Госавтоинспекция России и Молодежный союз автомобилистов проводят в столице акцию "Я выбираю безопасность на дорогах". Как заявил глава ДОБДД РФ Виктор Кирьянов, акция, проходящая с 23 по 29 апреля, приурочена к Первой глобальной неделе безопасности дорожного движения ООН. По словам Кирьянова, участники акции должны будут повязать на свой автомобиль, сумку или руку специальные полосатые ленточки, раскрашенные в цвета жезла автоинспекторов. Организаторы отмечают, что данная ленточка станет знаком "солидарности с борьбой против нарушений правил дорожного движения", будет символизировать ответственное поведение водителей и поспособствует улучшению ситуации с травматизмом и смертностью на дорогах. В ГИБДД ожидают, что акция привлечет 300 тысяч автомобилистов. Ленточки будут раздавать на автозаправочных станциях, кинотеатрах Москвы и перед светофорами на перекрестках города. Но одновременно с акцией по распространению черно-белых ленточек началась и другая, посвященная 62 годовщине Победы в Великой Отечественной Войне. Символом ее выступает другая лента - георгиевская. Организатором акции, как и раньше, является Российское информационное агентство (РИА Новости). Акция "Георгиевская ленточка" впервые проводилась в российских городах весной 2005 года в дни празднования 60-летия Победы. Лента представляет собой аналог знаменитого биколора к ордену Святого Георгия. В годы Великой Отечественной Войны с незначительными изменениями она как особый знак отличия вошла в советскую наградную систему под названием Гвардейской ленты. Цвета ленты - черный и оранжевый - означают "дым и пламень" и являются символом военной доблести и славы. Лозунги акции, как заявляют организаторы, остаются прежними: "Победа деда - моя Победа!", "Я помню! Я горжусь!", так же как и ее цели - "вернуть и привить ценность праздника молодому поколению, тем, кто уже, возможно, и не застал дедов-фронтовиков, тем, для кого великая Победа нашей страны стала лишь страницей из учебника истории". В прошлом году было распространено около пяти миллионов георгиевских лент по всему миру. Если черно-белые и оранжево-черные ленточка так или иначе связаны с государственными компаниями, то появление зеленых лент инициировано самими автолюбителями, точнее мотоциклистами. Акция под названием "Внимание, мотоциклист!" или "На дороге все равны!" ставит своей задачей привлечь внимание водителей к остальным участникам движения - мотоциклистам, скутеристам. Необходимость проведения акции продиктована участившимися случаями травматизма среди мотоциклистов, а также катастрофическим ростом ДТП, часто спровоцированных невнимательностью водителей автомобилей. Организаторы предлагают владельцам авто, поддерживающих акцию, размещать на стекле плакатик с призывом быть внимательнее. Акция проходит во многих городах России. Часто при помощи сотрудников ГИБДД. Мария Уколова, руководитель маркетинговой службы кадрового агентства The Russian Connection Group, кандидат социологических наук, поделилась с Sostav.ru своим мнением относительно подобных акций: "PR-кампании по раздаче ленточек имеют общую черту. Они основываются на солидарности людей вокруг общей идеи, на проявлении гражданской инициативы. Мне кажется, что эти мероприятия являются последствием и отражением желания людей проявлять свое мнение. Эти акции хороши тем, что позволяют развиваться диалогу между государством и зарождающимся у нас гражданским обществом. Об их эффективности в полной мере судить сложно, так как мы не знаем всего спектра задач, которые ставили организаторы. Если взять такой элементарный показатель, как количество позитивных откликов в СМИ, то, конечно, такого рода акции весьма эффективны". Стоит отметить, что если с георгиевскими лентами дела идут хорошо - их перед праздником охотно цепляют себе прохожие на одежду и автомобилисты на антенны, то жезлоподобные "гаишные" вызывают у автолюбителей отторжение. К примеру, на Смоленской площади напротив здания МИД группа молодых активистов повязывала черно-белые ленты к притормаживающим на перекрестке автомобилям. Водители вместо ожидаемой агитаторами благодарности срывали знаки отличия и бросали их на асфальт.
Фото: Даниил Овчинников, Sostav.ru |
Александр Кленин, Sostav.ru |