Искусство сведут к рублю. В Москве открывается Sotheby`s
Но запасы русского искусства в мире не так уж велики, а емкость русского рынка огромна (по крайней мере так считают западные аукционные дома). Чтобы понять, что еще готовы покупать русские клиенты, необходимо работать с ними в тесном контакте. И вот 23 мая Sotheby`s торжественно открывает свой офис в России. Генеральным директором "Sotheby`s Россия и СНГ" назначен Михаил Каменский, искусствовед по образованию, бывший директор департамента а ныне советник президента Банка Москвы. Офис дочерней компании "Sotheby`s Россия и СНГ" будет расположен в Москве в бизнес-центре "Романов двор". Одновременно с открытием офиса, на которое приедет президент и генеральный директор Sotheby`s Global Уильям Ф. Рупрехт, в помещении Исторического музея представят выставку топ-лотов аукционов произведений импрессионистов и модернистов, современного западного искусства и русского искусства, которые пройдут в Лондоне в июне. В ГИМе можно будет увидеть "Водяные лилии" Клода Моне 1904 года (предварительно оцененные в $20-30 млн), "Автопортрет" Фрэнсиса Бэкона 1978 года (эстимейт $16-24 млн), "Натюрморт с кувшином и иконой" Михаила Ларионова, созданный около 1910-1912 годов (эстимейт $2-3 млн). Глава организуемого русского Sotheby`s Михаил Каменский вчера находился в Лондоне. Он подчеркнул, что речь идет не об отделении, а о российской дочерней компании. "У Sotheby`s в России не менее тысячи клиентов, которые и так работают с аукционным домом по всему миру. Появление компании в Москве, несомненно, облегчит их жизнь", сказал он Ъ. 48-летний господин Каменский имеет непосредственное отношение и к искусству, и к бизнесу. Искусствовед, в годы перестройки он стал художественным руководителем российского аукционного дома "Альфа-Арт", работал в Институте художественных исследований при Министерстве культуры РФ, был заместителем директора ГМИИ имени Пушкина, а в последнее время занимал пост директора департамента и советника президента Банка Москвы. За Sotheby`s, несомненно, последуют и конкуренты. Bonhams (третий по обороту аукционный дом в мире) ограничился заявлением о намерениях и назначением директора пока еще не открытого офиса им будет Маргарита Страссер, несколько лет проработавшая в главном отделении Bonhams. Christie`s планирует открытие представительства на осень он тоже очень надеется на русских покупателей, и теперь во всех его аукционных залах в мире цены на произведения искусства будут указывать и в рублях. Так было и на аукционе современного искусства в Нью-Йорке, который принес $384,7 млн и 26 рекордов на произведения отдельных художников. Накануне в той же категории Sotheby`s наторговал на $254,8 млн и поставил 15 рекордов на современных художников, в том числе на живопись абстрактного экспрессиониста Марка Ротко, картина которого "Белый центр" ($72,8 млн) стала самым дорогим произведением современного искусства из когда-либо проданных на аукционе. И вот на следующий день эти потрясающие и с трудом объяснимые результаты (см. Ъ от 17 мая) превышены. Christie`s продал на $100 млн больше не побит только рекорд на самую дорогую современную работу. Шелкография Энди Уорхола "Зеленая автокатастрофа" 1963 года ушла за $71,7 млн. Согласно репортажу "Нью-Йорк Таймс", за работу начали бороться сразу пять человек, потом остались только два неизвестных покупателя, торговавшихся по телефону. Когда один из них сошел с дистанции, свой номер вдруг неожиданно поднял крупнейший нью-йоркский галерист Ларри Гагосян, сидевший в зале. Но шелкография досталась не ему второй "телефон" довел сумму до $71,7 млн. Трубка была в руках у Кена Йе, директора Christie`s Asia, поэтому собравшиеся предположили, что "Автокатастрофу" купил гонконгский коллекционер Джозеф Лау (который сделал и предыдущий рекорд на Уорхола, купив в прошлом году "Портрет Мао" за $17,4 млн). Пытаясь как-то объяснить небывалую сумму, глава отдела современного искусства Бретт Горви сказал, что "эта картина как Святой Грааль для легиона коллекционеров современного искусства". У зеленой мути с остатками типографского растра глубокий философский подтекст: реальности не существует. Образцом для работ из серии автокатастроф Уорхолу служили газетные фотографии; они же были образцами для его гамбургеров, электрических стульев и портретов Мэрилин Монро. "Лимонная Мэрилин" Уорхола, выставленная на этих же торгах, ушла за $18 млн. Самым дорогим здравствующим художников остается Джаспер Джонс: его "Цифра 4" продана за $17,4 млн. Минималист Дональд Джадд с конструкцией из параллелепипедов, закрепленных на стене, набрал $9,8 млн. Львиная доля списка рекордов из 26 пунктов американцы и абстракционисты. Оживление художественного рынка налицо. Теперь вход на него предлагают облегчить русским покупателям. По данным агентства Artprice, в 2006 году совокупные продажи произведений искусства увеличились на 52% по сравнению с 2005 годом и достигли $6,4 млрд. США вновь подтвердили свое доминирующее положение на рынке, увеличив за год свою долю с 43% до 46%. Только в одном Нью-Йорке объем продаж приблизился к $3 млрд. Наиболее популярными аукционными лотами в 2006 году оказалась масляная живопись. Ее доля в общем объеме продаж равнялась 75,7%. Доля графики 11,1%, скульптуры 7,9%, эстампов 2,6%, фотографий 2,2%, других произведений искусства 0,5%.
В 2006 году на торгах по всему миру было продано около 810 работ по цене свыше $1 млн, что дало выручку в $2,7 млрд. В 2005 году таких работ насчитывалось лишь 487, а общая выручка равнялась $1,4 млрд. Согласно отчету ArtMarket Trends, подготовленному Artprice, среднемировой рост цен на произведения искусства в 2006 году составил 25,4%, что на пять процентных пунктов меньше, чем в рекордном 1990 году. Агентство Skate Press оценивает капитализацию произведений искусства, входящих в постоянно обновляемый Scate`s Top 1000, на 15 мая 2007 года в $10 млрд. Сегодня в Топ входят работы 177 художников. Наибольшую капитализацию, по версии Skate Press, сейчас имеют работы Пабло Пикассо более $1,824 млрд. Средняя цена его 118 работ, вошедших в Scates`Top 1000, $15,5 млн. КоммерсантЪ |
||