Билет о двух концах. Системы продажи авиабилетов не поделили агентовПопытка внедрить в России международную систему взаиморасчетов на воздушном транспорте BSP столкнулась с сопротивлением игроков отечественного билетного рынка. Как стало известно Ъ, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) рекомендовала состоящим в ней билетным агентствам вступить в систему BSP, пригрозив приостановить их членство в случае отказа. В ответ российский конкурент BSP – Транспортная клиринговая палата (ТКП) уведомила своих членов, что вступивших в BSP исключат из ТКП. Выбор в пользу одного из конкурентов, таким образом, автоматически грозит агентствам потерей до половины своего бизнеса. В середине мая агентства–члены IATA получили письма, в которых ассоциация предложила им "добровольно" присоединиться к системе BSP, сообщил Ъ региональный директор по России и Украине компании Carlson Wagonlit Travel Андрей Сапрыкин. По словам гендиректора "Инны-тур" Дмитрия Горина, в середине лета у многих московских агентств заканчиваются годовые гарантии (чтобы стать членом IATA, агентство должно предоставить ассоциации банковскую гарантию в размере $20 тыс.): "В рамках связанной с этим ежегодной перерегистрации договоров IATA прислала нам проект договора с BSP",– сообщил он. "Если в течение двух месяцев, до 16 июля, не подтвердить вступление в BSP, то, как говорится в официальном письме IATA от 16 мая, нас могут лишить членства в IATA",– рассказал гендиректор компании "Аэроклуб" Денис Матюхин. Агентства обязаны перейти на выписку билетов в BSP после того, как система начнет работать на рынке, утверждает региональный представитель IATA в России и странах СНГ Дмитрий Шамраев. Об этом, по его словам, говорится в соглашениях, которые IATA подписывает с каждым агентством. "Мы сообщили первой группе агентств, еще не подключившихся к проекту, сроки начала их работы в BSP",– говорит он. BSP предлагает агентствам, продающим авиабилеты, комплекс услуг: с ее помощью кассир может забронировать перевозку и затем выписать билет на так называемом нейтральном билетном бланке BSP, который принимают все авиакомпании, состоящие в IATA. Региональные BSP работают в 150 странах мира. IATA пыталась вывести систему BSP на российский рынок продажи авиабилетов с 1995 года, но эти попытки блокировала Транспортная клиринговая палата (ТКП), российский конкурент BSP. Тем не менее 1 сентября 2006 года система BSP заработала в России в пилотном режиме. По данным российского представительства IATA, сейчас в системе работают 20 авиакомпаний и 44 агентства. На сегодня выписано около 20 тыс. билетов, из которых 30% – электронные. Всего в IATA аккредитовано около 350 пунктов продажи билетов. Продавцы билетов называют действия IATA незаконными. Сразу после пилотного запуска BSP руководитель Росавиации Александр Юрчик потребовал от IATA остановить внедрение системы. В своем письме в российское представительство IATA он потребовал от Дмитрия Шамраева немедленной остановки пилотной фазы внедрения BSP. В начале апреля этого года агентство "ВИП-сервис" попросило директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Геннадия Лощенова "сориентировать", какой будет реакция властей на участие российских фирм в проекте BSP. Из ответа господина Лощенова следовало, что позиция властей в отношении BSP в России не изменилась. В ТКП резко отреагировали на действия IATA. "По правилам аккредитации ТКП ее агенты не имеют права оформлять билеты на бланках другой нейтральной среды (BSP Россия),– говорится в письме, которое 'Инна-тур' получила от компании 'Уральские авиалинии'.– Агенты, вступившие в 'BSP-Россия', будут лишены аккредитации ТКП". Наблюдательный совет ТКП, в который входят представители авиакомпаний, решил, что "аккредитованные агенты по продаже авиаперевозок могут работать только по одному регламенту взаиморасчетов и пользоваться одной формой нейтрального поля", пояснил Ъ председатель наблюдательного совета ТКП Сергей Ильичев. ЗАО "Транспортная клиринговая палата" обеспечивает расчеты между билетными агентствами и авиакомпаниями с 1993 года на основе собственного нейтрального бланка. Сегодня договоры с палатой имеют 117 регулярных перевозчиков из России и СНГ, 95 чартерных авиакомпаний, более 6,2 тыс. аккредитованных пунктов продажи перевозок. На бланках ТКП ежегодно выписывается около 12 млн пассажирских авиабилетов. При этом всего в 2006 году российские авиакомпании перевезли 38 млн человек. ЗАО контролирует бизнесмен – депутат Госдумы Сулейман Керимов. Акционерами палаты также являются 20 авиакомпаний, владеющих незначительными пакетами акций. Так, в собственности "Аэрофлота" находится 3,5% акций ТКП. Ультиматумы, которыми обменялись BSP и ТКП, ставят участников билетного рынка перед нелегким выбором. "Бизнес большинства крупных и средних билетных агентств делится примерно пополам: 50% продаж приходится на ТКП, а остальные 50% – на иностранные компании–члены IATA",– говорит гендиректор компании "ВИП-сервис" Вадим Мукоед. "Без лицензии IATA можно, конечно, заключить и прямой агентский договор с авиакомпанией,– рассуждает Андрей Сапрыкин.– Однако некоторые перевозчики, например British Airways, теперь в ультимативной форме требуют от своих агентов членства в BSP". В денежном выражении ежегодный оборот продаж билетов российских авиакомпаний через ТКП, по экспертным оценкам, составляет около $2 млрд, оборот продаж иностранных авиакомпаний, летающих в (из) России – более $1 млрд. ТИМУР Ъ-БОРДЮГ, АЛЕКСЕЙ Ъ-ЕКИМОВСКИЙКоммерсантЪ |