23.05.2007

Нижний Новгород претендует на столичность в сфере туризма и рекламной продукции

Правительство Нижегородской области направило в Роспатент заявку на регистрацию брэнда «Третья столица», который намерено сделать охраняемым товарным знаком в двух классах: оказание туристических услуг и рекламно-информационные материалы. О судьбе брэнда, который областные власти собираются использовать для активной рекламы Нижнего Новгорода, станет известно лишь через год, после того как Роспатент проведет всестороннюю экспертизу заявки. Эксперты отмечают, что теоретически шансы зарегистрировать словосочетание «третья столица» в качестве охраняемого товарного знака у правительства есть.

Как стало известно «Ъ», заявка в Роспатент направлена от имени одного из госпредприятий Нижегородской области (какого именно, пока не разглашается). Первоначально рассматривалось несколько вариантов будущего брэнда, в том числе и словосочетание «Нижний Новгород — третья столица России». Однако по федеральному законодательству невозможно зарегистрировать географические понятия «Нижний Новгород» и «Россия» в качестве охраняемых элементов товарного знака. Поэтому областные власти решили ограничиться словосочетанием «Третья столица».

Начальник отдела развития туризма и народно-художественных промыслов областного правительства Алла Морозова рассказала «Ъ», что область намерена добиться правовой охраны товарного знака «Третья столица» в двух сферах: туристические услуги и рекламно-информационная продукция. Если брэнд будет зарегистрирован, правительство области получит возможность исключительного использования данного словосочетания для рекламы Нижнего Новгорода и региона в целом как туристического центра. «Несколько лет назад мы приехали на крупную туристическую выставку со слоганом „Сердце России“. Уже на следующий год еще несколько российских регионов рекламировались таким же образом. Но у России не может быть несколько сердец», — пошутила госпожа Морозова, объясняя необходимость правовой охраны брэнда.

Будет ли удовлетворена заявка правительства Нижегородской области, станет известно через год. По словам Аллы Морозовой, правительство готово предоставить экспертам Роспатента различные обоснования «столичности» Нижнего, начиная от количества населения, статуса деловой столицы Приволжья, уникального географического положения на слиянии двух рек, наличия свыше 3 тыс. памятников культурно-исторического наследия и так далее. Также в качестве доказательств, как говорят в отделе развития туризма, могут быть использованы исторические факты того, что во второй половине XIV века Нижний был столицей Нижегородско-Суздальского княжества, первый в России трамвай был пущен в Нижнем Новгороде. Вместе с тем в правительстве области не разглашают какие-либо технические детали, опасаясь конкуренции со стороны других регионов.

Собеседники «Ъ» говорят, что идея зарегистрировать товарный знак «Третья столица» в принципе реализуема. «Если в заявке достаточно четко сформулированы те классы товаров и услуг, на которые планируется зарегистрировать данный товарный знак, и в данных классах впоследствии не найдется такого же или похожего до степени смешения зарегистрированного знака, есть весьма хорошие шансы», — отметил директор нижегородского представительства юридической фирмы «Яковлев & партнеры» Олег Тимофеев. Заместитель генерального директора Нижегородского завода шампанских вин (в течение нескольких лет вел судебную тяжбу за право использования товарного знака «Советское» — «Ъ») по правовым вопросам Владимир Егоров также говорит, что «теоретически» возможно зарегистрировать товарный знак «Третья столица». Он подтвердил, что процедура рассмотрения заявок занимает год-полтора, но ее можно ускорить, заплатив Роспатенту дополнительную госпошлину. «Я уважаю желание областного правительства чем-то выделить Нижний Новгород и уверен, что эта идея будет всячески лоббироваться властями. Но если в городе наконец-то сделают хорошие дороги — это будет лучший аргумент в их пользу», — подытожил господин Егоров.

Роман Кряжев

КоммерсантЪ