У Toyota выштамповывается новый проект в России. Который позволит снизить себестоимость машин на 15%Концерн Toyota намерен организовать в России выпуск штампованных деталей кузовов для своих машин. На это потребуются дополнительные инвестиции в $30-40 млн к сборочному проекту автоконцерна в России стоимостью более $150 млн. По мнению отраслевых экспертов, новые планы Toyota могут говорить о том, что компания рассматривает Россию как площадку для экспансии на рынки СНГ и стран БРИК. В частности, за счет локализации штамповки Toyota может добиться снижения цен на свои машины на 10-15%. Вчера глава представительства Toyota в Петербурге Ичиро Чиба сообщил, что концерн рассматривает вопрос об организации в промзоне Шушары (расположена на окраине Петербурга) штамповочного производства и выпуска пластиковых деталей. Скорее всего, они будут расположены на строящемся заводе Toyota в Шушарах. Инвестиции в создание новых производств господин Чиба оценил в $30-40 млн, не назвав других параметров проекта (он еще не одобрен наблюдательным советом Toyota). Ранее в концерне говорили, что мощность завода составит 50 тыс. машин в год, а в перспективе может быть расширена до 200 тыс., соответственно, заводу понадобятся детали для сопоставимого количества кузовов автомобилей. Завод Toyota, по словам господина Чибы, заработает в 2008 году и выпустит 16 тыс. машин. Тестовые машины сойдут с конвейера в конце 2007 года. Таким образом, Toyota намерена организовать в России не только сварку и окраску кузовов автомобилей (как этого требует инвестсоглашение концерна с Минэкономразвития), но и штамповку кузовных деталей. Подобные планы, напомним, также есть у концерна Volkswagen, который строит завод в Калужской области мощностью 115 тыс. машин и стоимостью €370 млн. Кроме того, по сведениям Ъ, собственное производство штамповки намерен организовать PSA Peugeot-Citroen, который пока не выбрал площадку для строительства завода в России. Мощность завода PSA Peugeot-Citroen составит 60 тыс. машин, объем инвестиций в проект – €254 млн. Как отмечает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, штамповочное производство в России создают те автоконцерны, "которые имеют наиболее серьезные намерения". Речь идет о больших объемах производства (как у Toyota и Volkswagen) или возможности экспорта автомобилей в другие страны. Volkswagen и Toyota не раз заявляли о намерении экспортировать машины с российских заводов. В частности, вчера господин Чиба уточнил, что экспорт будет идти в сопредельные с Россией страны, "например в Казахстан", и в этом случае "заводу добавится еще одна модель" (сейчас планируется собирать только бизнес-седан Camry). Напомним, в январе Toyota заявила о намерении разработать "бюджетный" автомобиль (ценой $6-7 тыс.), и эксперты не исключали, что концерн будет собирать его в России и экспортировать в Индию, Бразилию и Китай (см. Ъ от 18 января). О планах выпуска в России бюджетной модели (€7 тыс.) также заявлял Volkswagen. Локализация штамповки позволит автоконцернам серьезно снизить стоимость выпускаемых автомобилей. Глава направления оказания услуг предприятиям автопрома Roland Berger Борис Фирсов отмечает, что стоимость кузова составляет 20% от конечной стоимости автомобиля. Локализация штамповки, по словам эксперта, позволит снизить себестоимость машины примерно на 15%. Для той же Camry (цена в России – от $33 тыс.), отмечает господин Фирсов, такое удешевление является существенным. МАРИЯ Ъ-МОКЕЙЧЕВА, Санкт-Петербург; ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ КоммерсантЪ |