Дешевого бензина скоро не станетСовет Федерации готовит законопроект, который обяжет нефтеперерабатывающие заводы перейти на производство бензина не ниже стандарта «Евро-3». Предполагается установить 2–3-летний переходный период, по окончании которого НПЗ, не перешедшие на выпуск такого топлива, будут облагаться дополнительным 10-процентным налогом. В крупных нефтяных компаниях, в которые «НИ» обратились за комментариями, нам сообщили, что значительная часть НПЗ уже либо перешли на стандарт «Евро-3», либо находятся в процессе перехода. Процесс этот дорогой и долгий, поскольку речь каждый раз идет о строительстве новой установки, стоящей около 0,5 млрд. долларов. Ясное дело, что далеко не все заводы могут потянуть эти расходы. Однако, полагают нефтяники, это не трагедия – в России нужен не только такой бензин. Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко видит в предложении сенаторов лоббизм интересов именно крупных компаний, которые в краткие сроки могут перейти на новый стандарт, тогда как большинство НПЗ этого сделать не смогут. «Быстрый переход никому и не нужен, потому что даже в Москве иномарки составляют 45% от общего числа автомобилей, а отечественные машины используют, дай бог, «Евро-2», а то и ниже, – рассказал «НИ» эксперт. – Огромное количество различной строительной и военной техники также работает на топливе низких стандартов, так что пытаться шашкой разрубить узел сложных проблем невозможно. Хотя идея налоговых поощрений неплоха, мы также предлагаем сделать акцизы на бензин «Евро-3» более дешевыми – сейчас они, наоборот, на 1 тыс. руб. дороже». По словам г-на Сергиенко, сейчас в правительстве готовятся технические регламенты, которые определят порядок перехода на новые стандарты: с 2009 года будет необходимо производить бензин не ниже «Евро-3», с 2010-го – «Евро-4», а с 2014-го – «Евро-5». Однако при этом не будет запрещен оборот и старого бензина – у страны огромные стратегические резервы такого топлива, которые тоже надо как-то реализовывать. Как бы то ни было, нефтепереработчикам, у которых нет 0,5 млрд. долларов на модернизацию, остается надеяться только на вечную волокиту в правительстве – техрегламент о бензине ходит по ведомственным кабинетам уже два года. У потребителей же другая забота: если дешевый бензин будет дефицитным, цена на него взлетит.Роман ДОБРОХОТОВ Новые Известия |