"Бунт" на каннском корабле. Международная премьера фильма о "деле Литвиненко"
Режиссер-документалист Андрей Некрасов (на фото) сделался каннской знаменитостью благодаря герою своего фильма
Фото: AFP / Коммерсантъ |
Вчера поздно вечером завершился 60-й Каннский фестиваль. Событием его последнего рабочего дня стал включенный вне конкурса в официальную программу "фильм-сюрприз" – документальная лента Андрея Некрасова "Бунт: дело Литвиненко". Сенсационную картину-разоблачение посмотрел АНДРЕЙ ПЛАХОВ.
Появление картины, остро критикующей политическую систему современной России, вполне вписывается в каннскую традицию. Создатели фильма и организаторы фестиваля говорят, что показ планировался давно, но картина не была готова, и только когда возникла уверенность, что она успеет к сроку, ее вставили в программу под самый занавес. |
Однако многие заподозрили, что решение было принято в последний момент и связано с тем, что Великобритания выдвинула официальное обвинение по делу Литвиненко. Если так, то тем самым фестиваль, вторая половина которого оказалась слабовата в художественном отношении, решил придать своей финальной части больше драйва. Еще до официального показа картину крутили на кинорынке, и за то, чтобы ее купить через французскую компанию Rezo Films, шли чуть ли не драки. Один из польских покупателей рассказывал, что готов заплатить €200 тыс. и показать фильм в своей стране по центральному телеканалу.
Два пресс-показа "Бунта" и последовавшая за ними пресс-конференция вызвали повышенный интерес и прошли в довольно нервной атмосфере, хотя создателей фильма (режиссера Андрея Некрасова и соавтора идеи продюсера Ольгу Конскую) встретили доброжелательно, особенно тепло приветствовали вдову погибшего Марину Литвиненко.
В небольшой зал не смогли поместиться все желающие, а в отсутствие синхронного перевода всех участников пресс-конференции (среди них заметную часть составляли наши соотечественники) попросили как задавать вопросы, так и отвечать на них по-английски и только в крайнем случае прибегать к русскому языку.
Фильм идет два часа и представляет собой коллаж фактов из жизни режиссера Некрасова, политической хроники постъельцинской России, авторской интерпретации ее истории, а также интервью с Александром Литвиненко, его вдовой, его бывшими сослуживцами, друзьями и предполагаемыми убийцами. Картина делится на главки – "Любовь по совместительству", "Избранная свобода", "Вредная кассета", "В какой стране мы живем?". Основные темы – живучесть чекистских традиций, версия причастности спецслужб к взрывам домов в Москве и развязыванию чеченской войны (знакомая по книге господина Литвиненко и предыдущему документальному фильму господина Некрасова), коррупция, на которой строится система власти, политические убийства и формирование оппозиции автократической системе.
На этом фоне проходит сюжет, непосредственно связанный с бунтом Александра Литвиненко и его подразделения, которое воспротивилось отведенной ему роли убийц. Главное же, с точки зрения создателей фильма, что Александр Литвиненко бросил вызов системе коррупции в спецслужбах, за что и поплатился жизнью. Еще одна важная тема – попустительство Запада нарушению демократических свобод в России. Этой теме посвящено интервью с французским философом Андре Глюксманом. Он вспоминает о давней традиции в этом вопросе: о том, как Вольтер скрывал от французов, что Петр Первый был тираном, а Дидро вообще находился на содержании у Екатерины Второй. Преступление безразличия, совершенное западными демократиями, сделало возможной победу фашизма в Германии, а сегодня западные интеллектуалы с тревогой смотрят на Россию.
С кинематографической точки зрения "Бунт" отвечает уровню современных документальных фильмов на актуальные политические темы. Правда, чувствуется, что Андрей Некрасов – больше лирик, чем публицист по призванию: недаром он начинал ассистентом Андрея Тарковского и делал телефильм о "Докторе Живаго" Пастернака. Его короткометражная лента "Springing Lenin" получила приз в Неделе критики Каннского фестиваля 1993 года, а две его игровые картины "Сильна, как смерть, любовь" и "Любовь и другие кошмары" прошли по многим фестивалям в России и Европе, принесли режиссеру приз ФИПРЕССИ – международной критики. Как публицисту Некрасову не хватает темперамента и манипулятивности Майкла Мура, который из любой, самой трагической ситуации умеет высечь искру убийственного юмора – на этом в значительной степени и строится его глобальный успех. В "Бунте" есть единственный эпизод такого толка: когда Андрей Луговой после разговора о своей непричастности к отравлению полониевым "экзотическим чаем" предлагает интервьюеру: "Может, чайку?".
Как бы ни относились к картине, каннская премьера сделала ей неплохой пиар, не говоря уже о повышенном интересе Голливуда к самому сюжету (желание экранизировать шпионскую историю высказывали и Джонни Депп, и Warner Brothers с режиссером Майклом Маном). Следует ожидать появления "Бунта" на экранах многих стран. Что касается России, авторы фильма высказали надежду, что его увидят зрители Московского фестиваля.
Учитывая, что та же Rezo Films – сопродюсер фильма Александра Сокурова "Александра", можно говорить, что русский сюжет заметно усилился к концу фестиваля. Главное же – чрезвычайно теплый прием, который ждал "Александру" даже в отсутствие самого режиссера, что в Канне случается крайне редко. Фильм удостоился высоких оценок французской критики (среди них три "золотые пальмы") и, что особенно убедительно для картины такого рода, восторженных статей в Variety и Hollywood Reporter. Критик International Herald Tribune назвал фильм Сокурова своим личным фаворитом. И даже Liberation, посетовав, что позиция Сокурова по Чечне недостаточно четкая и жесткая, признала большие кинематографические достоинства этой работы. Из фаворитов не вычеркнули и другой русский фильм – "Изгнание" Андрея Звягинцева.
Внимание к России – правда, довольно противоречивое – обеспечили и "Бунт: дело Литвиненко" Андрея Некрасова, и показанный в последний день в конкурсе фильм Джеймса Грея "Хозяева ночи" о том, как русская мафия заправляла наркобизнесом в Америке еще в конце 80-х. Другой страной, которая оказалась в центре внимания, стала Румыния. Фильм "4 месяца, 3 недели и 2 дня" Кристиана Мунчжиу получил приз ФИПРЕССИ, которое в этом году возглавлял ваш корреспондент, а другая румынская лента, "Места о Калифорнии" дебютанта Кристиана Немеску, удостоена гран-при программы "Особый взгляд".
Учитывая, что сюжетными лейтмотивами Каннского фестиваля стали убийства, депрессии, призраки смерти и аборты, а героями – маньяки-терминаторы, сексуальные садисты, а также полониевые отравители, острословы из фестивальной газеты Metro предложили назвать 60-й Каннский фестиваль "4 свадьбы, 15 похорон... и 2 аборта".
Об официальных итогах фестиваля читайте в завтрашнем номере.
АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ
КоммерсантЪ
|