Долг мелочей. Потребительский кредит проникает на такие неожиданные рынки, как продажа обуви и азартные игрыВо времена повсеместной бедности на заре рыночной экономики кредит на товары повседневного спроса был обычной практикой. Герои Диккенса покупают хлеб в кредит в продуктовой лавке, а персонажи Теккерея пользуются кредитом у парикмахера. Тогда кредит был, по сути, «розничной отсрочкой», которую предоставлял продавец. Сегодня получение кредита даже на килограмм сыра потребует работы с банком. Тем не менее триумфальное возвращение кредита в мир «мелких вещей» уже началось. Компания «Евросеть» выдает кредиты на сотовые телефоны стоимостью 2 тыс. руб. Примерно столько может составить чек в супермаркете, а пара хорошей обуви стоит гораздо дороже. Директор новосибирской компании «Обувь России» Антон Титов придумал кредитовать покупку обуви, наблюдая за бурным ростом ритейла. «Нас воодушевил пример „Евросети”, которая с помощью потребительского кредитования увеличила емкость рынка»,-- рассказывает Титов. Для реализации задуманного нужен был банк-партнер. Переговоры были сложными -- ни один обувной ритейлер в мире не делал ничего подобного. «Для семьи из трех человек покупка обуви к сезону -- ощутимая сумма, даже если они покупают товар среднего ценового сегмента. При стоимости пары в 2–3 тыс. руб. „набегает” 6–9 тыс. руб.»,-- убеждал банкиров Антон Титов. Из всех банков с доводами согласился только «Русский стандарт», но и он установил минимальную сумму кредита в 3 тыс. руб. «Мы договорились о том, что все расходы по кредиту будет нести компания, а покупателю останется выбрать понравившуюся пару и в течение трех месяцев вернуть заем»,-- рассказывает Антон Титов. Для компании издержки по кредитам составили 10–12% цены пары -- вдвое меньше, чем сезонный дисконт в 25%. Средняя сумма кредита составила 5 тыс. руб., максимальная -- 11 тыс. руб. «Компания угадала потребности покупателей и особенно покупательниц -- считает Титов.— Теперь они могут позволить себе более дорогую обувь и не ограничивать себя, если им понравились несколько пар». После первого успеха Титов планирует запустить программу во всех магазинах сети. К новому году он рассчитывает продавать в кредит каждую пятую пару обуви, доведя объем продаж до 70 млн руб. Успешный запуск экзотических проектов кредитования вызывает интерес инвесторов по всему миру. Казино Mohegan Sun (штат Коннектикут) -- второй по размеру игровой комплекс в мире -- включает отель на 1200 мест, 30 ресторанов, арену на 10 тыс. человек -- принадлежит индейскому племени могикан («волков»). Управляет казино компания MTGA, глава которой -- вождь племени Брюс Бозсум по прозвищу Две Собаки -- недавно придумал, как позволить своим клиентам проигрывать даже отсутствие денег. Теперь в казино действует Casino Credit. Прямо в игровом зале желающим открывается линия краткосрочных кредитов с лимитом $5 тыс. на 45 дней. На презентации квартального финансового отчета Брюс Бозсум с гордостью сообщил, что запуск программы кредитования привел к росту котировок облигаций.// Влад Шевцов, Алексей ГостевСекрет фирмы |