Dreamliner идет на взлет. Boeing-787 изменит не только облик гражданской авиации, но и производственные процессы в авиастроенииBoeing начал сборку первого лайнера новой модели Boeing-787 Dreamliner. Руководство авиаконцерна заверяет, что самолет сможет совершить испытательный перелет уже в конце августа. Это первый лайнер, который полностью смоделирован с помощью компьютеров. По мнению создателей, Boeing-787 изменит не только облик гражданской авиации, но и традиционные производственные процессы, которые применяются в авиастроении.Как сказал на запуске производства вице-президент Boeing, отвечающий за вопросы проектирования и сборки модели Dreamliner, Скотт Строуд, «сегодня мы начинаем сборку первого самолета нового поколения. Boeing-787 изменит не только облик гражданской авиации, но и те традиционные производственные процессы, которые применяются в авиастроении».
При российском участии «При разработке конкурирующей модели Airbus A380 из-за проблем с электропроводкой, состоящей из 100 тыс. проводов и 40 тыс. соединений, производство было отложено на год» Говоря о революции в производственных процессах авиастроения, господин Строуд нимало не преувеличивает. Dreamliner уже был «собран» в конце прошлого года, правда - виртуально, причем с имитацией всего производственного цикла.
«Производство» Boeing-787 Dreamliner было осуществлено на программно-аппаратном комплексе, поставленном компанией Dassault Systemes, сообщает Daily Tech. С помощью компьютерной системы удалось смоделировать весь производственный процесс, провести его отдельные этапы, вплоть до сборки самых малых деталей, и тем самым сократить на 20% расходы на освоение производства и преодоление тех неизбежных трудностей, которые встречаются при разработке новой техники. Компания Boeing смогла также сократить почти на год сроки разработки, которая началась всего 4 года назад.
Благодаря компьютерному моделированию удалось выявить ошибки и нестыковки у различных поставщиков компонентов для нового самолета. Напомним, что при разработке конкурирующей модели Airbus A380 из-за проблем с электропроводкой, состоящей из 100 тыс. проводов и 40 тыс. соединений, производство было отложено на год.
В проекте Boeing-787 Dreamliner активно участвуют и российские специалисты. На Boeing-787 около 20% общего взлетного веса составляют титановые конструкции, при этом большинство этих элементов будет производиться российским предприятием ВСМПО-Ависма. Около 600 инженеров работает по контрактам с Boeing в Московском конструкторском центре и в других городах России. Кроме того, Boeing также заимствовал некоторые узлы для нового самолета у российских производителей: речь идет о системе шасси, которая была взята у Ту-154.
Дешевле конкурентов
Отличительной особенностью новинки гиганта является то, что 300-местный Boeing-787 станет первым самолетом в истории гражданской авиации, который будет сделан из композиционных материалов.
«Широкое использование композиционных материалов позволяет сократить объем отходов, а в ходе сборки теперь применяется значительно меньшее количество опасных материалов. Это уменьшает негативное воздействие на окружающую среду и делает работу специалистов, занятых в процессе сборки, более безопасной» - отметил вице-президент компании, отвечающий за вопросы производства и контроля качества, Стив Уэстби.
Несмотря на то, что сборка первого лайнера займет 7 недель, по мере дальнейшей реализации программы производства это время будет сокращаться. Предполагается, что новые лайнеры Boeing-787 будут покидать завод каждые три дня.
Опоздав с А-380, европейцы в качестве конкурирующей модели теперь позиционируют лайнер А-350. Кстати, эти самолеты предпочел «Аэрофлот», не в последнюю очередь по политическим мотивам: руководство страны полагало, что такая поддержка Airbus позволит таки увеличить долю России в пакете акций концерна EDAS, который является владельцем Airbus.
Несмотря на то, что А-350 уже существует в «металле» (на прошлогоднем авиасалоне в Фарнборо была представлена его модификация A350XWB), а Dreamliner еще предстоит совершить первый полет, авиаперевозчики делают выбор в пользу «американца» по двум причинам. Во-первых, он дешевле европейского аналога – его каталожная цена составляет 120–125 млн долларов против 160 млн, а во-вторых – экономичней, что в связи с ростом стоимости цены на нефть и нефтепродукты дает ему колоссальное конкурентное преимущество.
К настоящему моменту от 44 авиакомпаний поступили подтвержденные заказы на 568 самолетов Boeing-787, что делает его самым популярным новым лайнером за всю историю гражданской авиации. Геннадий НечаевВзгляд |