01.06.2007

Зарплаты молодеют. Cоциологи пришли к выводу, что максимальный уровень доходов работников приходится на 24–34 лет, потом заработки неуклонно снижаются

Cоциологи пришли к выводу, что максимальный уровень доходов работников приходится на 24–34 лет, потом заработки неуклонно снижаются После 35 лет на большие доходы рассчитывать не стоит. Специалисты ВЦИОМ выяснили, что работающим людям, которые переступают возрастную границу 35 лет, платят меньше, чем в период 24–34 лет. Исследование социологов фактически опровергает сложившееся мнение о том, что 35 лет – это расцвет карьеры. Дожив до 40 лет, большинство работающих зарабатывают меньше, чем в самый активный период, и с возрастом доходы только сокращаются.

В России с возрастом люди зарабатывают все меньше и меньше.

«В России силен стереотип работника в возрасте, который просто занимает свою должность, не принося пользы компании» По данным исследования ВЦИОМ, максимальный уровень доходов от основной работы приходится на 31–35 лет, а потом начинает снижаться.

В ходе исследования социологи пытались выявить зависимость размера зарплаты от возраста. Выяснилось, что в марте 2007 года средний доход работающих людей в возрасте 18–24 лет составил 8,2 тыс. рублей, 25–34 лет – 11 тыс. рублей, 35–44 лет – 10,9 тыс. рублей и 45–60 лет – 9,8 тыс. рублей.

За рубежом специалисты, которые попадают в возрастную категорию 45–60 лет, наоборот, зарабатывают больше, чем молодежь. Традиционно в развитых странах самыми высокооплачиваемыми остаются представители старшего поколения – 50–60 лет. А в России люди этого возраста чаще всего выпадают из профессиональной жизни, лишаясь любого дохода, кроме пенсии.

Специальности, на которые они могут рассчитывать, относятся к категории низкооплачиваемых – библиотекари, гардеробщики, лифтеры, консьержи, уборщики и дворники. Хотя сейчас на этих должностях с пожилыми людьми успешно конкурируют гастарбайтеры.

Работающие граждане России 30–35 лет заканчивали школу и получали первый опыт работы в 1980–1990-е годы.

Они относятся к работникам, сформировавшимся в рыночную эпоху, которые располагают максимальным объемом знаний и полезным опытом, в связи с чем высоко ценятся в бизнесе.

А люди 50–60 лет оказались перегруженными советскими стереотипами и штампами – в образовании, менталитете. Это делает почти невозможной их адаптацию к современной рыночной ситуации.

Кроме того, люди, которым сейчас порядка 40 лет, застали времена, когда приходилось работать номинально – отбывать установленные порядком организации часы работы и получать за это зарплату в соответствии с тарифной сеткой и премиальные. Зарплату тогда платили всем, в том числе 13-ю, независимо от уровня профессионализма.

«В России силен стереотип работника в возрасте, который просто занимает свою должность, не принося пользы компании, – говорит сотрудница одного из кадровых агентств Москвы. – Поэтому работодатели отдают предпочтение сотрудникам помоложе».

«С одной стороны, работодатель не всегда требует специальных знаний от будущего сотрудника – для многих должностей достаточно высшего образования и общей компьютерной грамотности, – рассказывает москвичка 46 лет, которая пыталась устроиться на работу. – На практике получается, что на таких условиях могут работать только молодые люди, а те, кому более 45 лет, должны владеть не только уникальными знаниями, но и умением их продать. А если повезет, то уровень зарплат, на который можно рассчитывать, ниже, чем оклады у молодых специалистов».

Екатерина Геращенко

Взгляд