04.06.2007

Вместо точки – запятая. Правительство поставит на учет всех импортеров мяса в Россию

В пятницу Михаил Фрадков провел совещание, посвященное проблемам импорта мясной продукции в Россию. Накануне премьер обещал «поставить точку в этом вопросе». Однако вышла, скорее, запятая – выпущенный министрами пар обжег главным образом таможенников. Менять структуру импорта чиновники перед вступлением РФ в ВТО не решились. К тому же, признают специалисты, отечественное мясное производство пока не выдерживает конкуренции ни по качеству, ни по объемам, ни по ценам, а значит, делать резкие движения не в наших интересах.

Премьер-министр вопросом импорта мяса в Россию решил заняться серьезно. «Были поручения мои и президента – отчитаетесь и поговорим. Нужно разработать план действий и систему единых подходов. Необходимо поставить точку в этом вопросе и не политизировать его по любому поводу», – предупредил г-н Фрадков участников совещания. Накануне в правительстве говорили о том, что «существуют инфраструктурные проблемы по всей цепочке от производства до потребления мяса, а также ряд проблем в таможенно-тарифном регулировании». Однако главной темой стала контрабанда.

По оценкам чиновников, в Россию поступает 250 тыс. тонн контрабандного мяса в год. А все из-за того, что в нашей таможенной системе существуют «дыры», «работают фирмы-однодневки, которые к этому приспособились, установлены крепкие связи перерабатывающих предприятий с фирмами-экспортерами». В ответ на это глава ФТС Андрей Бельянинов, которому премьер дал поручение «усилить контроль», пообещал отслеживать все нелегальные компании, занимающиеся импортом мяса, и призвал представителей бизнеса активно взаимодействовать в этом вопросе с таможней.

Одновременно выяснилось, что принимать чрезмерно жесткие меры для ограничения импорта никто не собирается. Это, возможно, стало сюрпризом для «мясного лобби», которое с оптимизмом слушало высоких чиновников, говоривших о готовящейся поддержке отечественного производителя. Ведь когда подобные слова в России произносятся, следуют, как правило, запретительные меры в отношении импортеров.

Вопреки подобным ожиданиям, квоты на поставки останутся прежними. Правительство же сосредоточится на мерах внутреннего характера, связанных с производством мясной продукции, созданием необходимой инфраструктуры, обеспечением доступа к оптовым торговым сетям. Другими словами, власти снова декларировали «всемерную поддержку» отрасли, но пересматривать тарифную политику и другие международные договоренности, достигнутые в процессе переговоров по ВТО, не станут.

Участники мясного рынка такой поворот событий восприняли с облегчением. «Наши мясоперерабатывающие заводы сидят на импортном сырье. Конкурировать с большей частью импортной продукции ни по качеству, ни по цене мы пока еще не готовы. Особенно высока у нас доля импорта птицы – почти 60%», – рассказал «Новым Известиям» руководитель исполнительного комитета Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Специалист двумя руками за поддержку собственного производства, однако он опасается, что «неграмотные шаги могут привести к дисбалансу». Другими словами, резкое снижение доли импорта чревато дефицитом и ростом цен на все виды мясной продукции.

В комитете Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму также опасаются резких движений на рынке мясного импорта. «Главное – не нарушить потребности рынка, чтобы не было, как в 1991 году, когда прилавки остались пустыми», – рассказали там «НИ». По словам депутатов, существующая на данный момент система квотирования всех устраивает. «Мы вступаем в ВТО на приемлемых условиях, и ужесточать ничего не надо. Тем более что ни таможенные тарифы, ни квоты не помогут нашему сельскому хозяйству подняться. Для этого нужна реальная поддержка, а пока ее нет», – с сожалением добавили в думском комитете.

НАТАЛЬЯ КУКЛИНА

Новые Известия