За белорусским пивом выстроилась очередь. На крупнейшую белорусскую пивоварню претендуют SABMiller, Heineken и BBH
В 2000 году принадлежащая BBH "Балтика" (на фото – президент "Балтики Антон Артемьев) собиралась купить 50% плюс одну акцию пивзавода за $50 млн и даже провела первый транш в $10,5 млн, однако власти раздумали продавать предприятие
Фото: Сергей Михеев / Коммерсантъ
|
Отказавшись в 2000 году от продажи контрольного пакета пивного холдинга "Криница" российской "Балтике", белорусские власти не оставили идею приватизации лидера местного пивного рынка. Как стало известно Ъ, в течение полутора месяцев белорусские власти планируют подвести итоги тендера на продажу "Криницы". На активы предприятия, которое продавцы оценивают в $200 млн, претендуют SABMiller, Heineken и BBH.
О тендере на продажу "Криницы" Ъ рассказал представитель пивоваренной компании, работающей на белорусском рынке. |
По его словам, на продажу выставлен весь холдинг, куда помимо одноименного пивзавода в Минске входит еще завод в Бресте (суммарная мощность – 1,8 млн гектолитров) и крупнейшая солодовня в стране "Белсолод". Доля "Криницы" на местном рынке оценивается в 40%. По информации источника Ъ, холдинг оценивается в $200 млн, итоги тендера будут подведены через полтора месяца. "На первом этапе в аукционе участвовали SABMiller, BBH, Heineken, Sun InBev и Detroit Belarus Brewing Company (принадлежит бывшим владельцам пивоварни ПИТ вместе с IFC и A1.– Ъ), сейчас остались только SABMiller, BBH, и Heineken",– рассказал собеседник Ъ.
Эту информацию подтвердили председатель белорусского госконцерна "Белгоспищепром" (объединяет государственные активы в пищевой отрасли) Иван Данченко и директор "Криницы" Григорий Питкевич. Господин Данченко отметил, что $200 млн – это "те оценки, которые дают заводу потенциальные покупатели, но окончательно цена сформируется в ходе самого конкурса". Факт переговоров также подтвердил высокопоставленный источник в российском представительстве SABMiller, а совладелец Detroit Belarus Brewing Company Евгений Кашпер и представитель Sun InBev Алексей Шавензов подтвердили, что их компании претендовали на "Криницу", но от подробных комментариев отказались. Представители BBH не смогли оперативно отреагировать на запрос Ъ, а PR-директор российского Heineken Анна Мелешина отметила лишь высокий потенциал белорусского рынка.
Представитель одной из компаний, претендующих на "Криницу", считает оценку холдинга в $200 млн завышенной. "'Криница' оценивается в $110 за гектолитр. Скорее, эта сумма, которую 'Белгоспищепром' хотел бы выручить за холдинг",– говорит он. Аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков говорит, что при такой оценке стоимость мощностей "Криницы" больше, чем тот коэффициент, за который SUN InBev покупала "Тинькофф" ($83,75 за гектолитр): "Хотя ПИТ Heineken купил дороже – по $160 за гектолитр". Аналитик "Ренессанса" Наталья Загвоздина, напротив, считает $110 за гектолитр "реальной ценой". "За эти деньги компания покупает 40% местного рынка, брэнды и дистрибуцию, в то время как 'Тинькофф', по сути, покупался только как производственная площадка",– отмечает эксперт.
Аукцион по продаже "Криницы" – уже вторая попытка белорусских властей продать предприятие. А 2000 году принадлежащая BBH "Балтика" собиралась купить 50% плюс одну акцию пивзавода за $50 млн и даже провела первый транш в $10,5 млн, однако власти раздумали продавать предприятие. По словам руководителя пресс-службы "Балтики" Алексея Кедрина, вложенные деньги компании вернули в 2005 году. С тех пор в белорусскую пивную отрасль вложились два российских инвестора. В 2004 году контроль над неработающим заводом в Бобруйске получила Detroit Investments совместно с IFC и "Альфа Эко" (сейчас А1), а в конце прошлого года BBH приобрел местный пивзавод "Оливария" (10% рынка) за $18,5 млн.
Интерес международных компаний к белорусскому рынку объясняется высоким потенциалом его роста, считает коммерческий директор российского офиса SABMiller Игорь Тихонов: за прошлый год рост рынка составил около 28% против 12% в России. Емкость белорусского рынка господин Тихонов оценил приблизительно в 3 млн гектолитров. "Это несравнимо с российскими показателями, но в ближайшей перспективе может быть сопоставимо с рынками таких стран, как Венгрия и Румыния". А Алексей Кедрин отмечает, что по уровню потребления пива на душу населения рынок все еще отстает от российского: 39,9 литра на человека в год против 69 литров.
АННА Ъ-РЯБОВА, НИКОЛАЙ Ъ-ДИЦМАН, КРИСТИНА Ъ-БУСЬКО
КоммерсантЪ
|