Начавшийся больше 4 месяцев назад переход на новую систему оплаты стационарной телефонной связи, по сути, до сих пор не завершился. Чиновники все еще спорят, за что и как платить, как считать время разговора. Мало того, как выяснили «Новые Известия», к трем существующим может добавиться еще один тариф, по которому звонки на сотовые будут бесплатными. Между тем абоненты по всей России недовольны новым порядком оплаты. К телефонным узлам выстраиваются очереди – люди не хотят платить за чужие разговоры, просят перепроверить их счета, скандалят. Телефонисты относятся к претензиям граждан философски.
По Москве итоги «телефонной реформы» таковы: на безлимитном тарифе остановилось более половины абонентов, 22% выбрали комбинированный тариф, около 24% предпочли повременный. Однако народная тропа к телефонным узлам не зарастает. Каждый день задолго до открытия Преображенского узла к нему выстраивается очередь. Иногда человек 10–15, иногда больше. Люди приходят жаловаться, не желая платить за те разговоры, которых они не вели. Каждый второй обнаружил в счете «лишние минуты».Пенсионерка Нина Петровна, абонент безлимитного тарифа, сообщила нам, что вместо установленных 380 руб. за последний месяц ей пришел счет на 651 руб. По утверждению женщины, она не могла наговорить на такую сумму. В подтверждение своих слов она показала полный список всех своих телефонных переговоров, включая входящие и исходящие вызовы, с точным указанием продолжительности каждого звонка. «Когда звоню, кладу перед собой секундомер и фиксирую время каждого разговора. Я очень аккуратный плательщик», – с гордостью отметила она. Вера Васильевна, дама отнюдь не пенсионного возраста, сообщила нам, что даже после того как она сменила тариф с безлимитного на повременный, ей по-прежнему, уже в течение двух месяцев, продолжают приходить счета с такими суммами, как если бы она ничего и не меняла. «Плохо даже не то, что они ошиблись, а то, что они третий месяц не могут устранить эту ошибку, а я продолжаю получать высокие счета за телефон», – жалуется она. Другая жертва телефонной несправедливости – ветеран войны Дмитрий Михайлович. По его словам, большую часть времени он проводит на даче, в московской квартире бывает редко, однако в конце месяца он каждый раз получает счета за междугородные переговоры. Примечательно то, что звонки в другой город с его номера осуществлялись как раз тогда, когда Дмитрий Михайлович трудился на своем огороде. В пресс-службе МГТС признают, что «претензии со стороны абонентов периодически бывают, это нормально, это наша работа, у нас существует целое подразделение, которое нацелено на то, чтобы решать все вопросы, возникающие у наших абонентов». «Бывают вопросы и про «проговоренные» минуты, они успешно разрешаются», – уверяют связисты. Судя по очередям на телефонных узлах, «целого подразделения» мало, либо оно работает так, что абоненты вынуждены ждать приема часами. Только самые решительные граждане доходят до суда. За последнее время было подано лишь три иска о несогласии абонентов с выставленными счетами. «Решение о подаче абонентами исков – скорее эмоциональное, а сами претензии свидетельствуют о том, что абоненты не до конца разобрались в реформе отрасли связи и искали вину МГТС там, где ее нет и быть не может», – так комментируют ситуацию в пресс-службе МГТС. Что касается реформы, то она, заметим, сразу как-то не заладилась. То голосующие счета опаздывали, то о смене тарифа никак не могли договориться. Первоначально связисты хотели после 1 мая брать за него плату. Против этого выступила Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП). Председатель КонфОП Дмитрий Янин рассказал «НИ»: «Мы обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая потребовала, чтобы МГТС пересмотрела свою политику. В результате, мы добились, чтобы переход с одного тарифа на другой раз в месяц был бесплатным». Тем временем в пресс-службе МГТС уверяют, что не меняли своих решений. «Каким был до 1 мая бесплатный переход с тарифа на тариф, таким он и остался после 1 мая», – рассказала «НИ» пресс-секретарь Екатерина Невская. По факту все так, но о своих первоначальных планах связисты, видимо, предпочитают не вспоминать. В Москве, заметим, «безлимитка» – самая дорогая в стране. Как рассказал «НИ» сопредседатель Союза потребителей России (СПРФ) Евгений Мясин, «все остальные операторы местной телефонной связи установили цены на «безлимитку» ниже в среднем на 20–25% от установленного Мининформсвязи потолка». Это говорит о том, что цифра в 380 руб. по существу ничем не обоснована. Даже глава Федеральной службы по тарифам Сергей Новиков, утвердившей эти самые тарифы, призвал руководство МГТС добровольно снизить плату за телефон. Однако московские связисты непреклонны, и, по заявлениям их пресс-службы, «в ближайшее время никаких изменений не планируют». Повис в воздухе и вопрос о плате за пользование абонентской линией. В Москве это 125 руб., которые приходится платить независимо от того, какой у вас тариф и вообще, пользовались вы телефоном или нет. «Очевидно, что абонентская линия может быть предоставлена в постоянное пользование только единовременно, при заключении договора. Абонентская линия не может предоставляться в постоянное пользование каждый месяц», – возмущаются в СПРФ. По словам г-на Мясина, с требованием отменить необоснованный побор они обращались и к премьер-министру, и в Генеральную прокуратуру, но нигде не получили поддержки. Ни г-н Фрадков, ни его заместители не стали отвечать на письмо, а переслали его в Мининформсвязи, где сочинили «пустой формальный ответ». «Если все оставить как есть, то МГТС будет получать доход, по нашим подсчетам, в 5 раз превышающий тот, который был до перехода на новые тарифы. Мы собираемся обращаться в Конституционный суд, устраивать акции и пикеты», – рассказал нам г-н Мясин. Телефонную реформу «доводят до ума» по ходу, гражданам же ждать, пока она закончится, не дают – платите или отключим аппарат. Сейчас чиновники активно обсуждают проблему оплаты звонков со стационарных номеров на мобильные. Как это сделать, пока не ясно, закон ведь гласит: платит звонящий. Директор департамента внешних коммуникаций ОАО «Связьинвест» Олег Михайлов рассказал «НИ»: «Возможно, что ФСТ утвердит четвертый тарифный план. Абоненты, которые выберут этот тариф, получат возможность бесплатно звонить на мобильные со стационарных телефонов. Однако такая привилегия может быть введена и для обладателей уже существующего безлимитного тарифа». Другая проблема – как считать время разговора. В течение всего мая продолжались споры между Мининформсвязи и ФАС: вводить посекундную тарификацию или нет. Под нажимом недовольных потребителей телефонисты уступили, и теперь за 30 секунд разговора и менее перестанут начислять плату как за полную минуту. Что касается каждой секунды, то, как выяснилось, считать их не позволяют технические возможности большинства станций. Вот и вся реформа так идет: сначала деньги с граждан, а потом уже выяснение собственных возможностей.
НАТАЛЬЯ КУКЛИНА, ПЕТР ГЕЛЬТИЩЕВ Новые Известия |
|