АвтоВАЗ вошел в историю. 40 лет спустя на заводе снова будут собирать FIATИтальянский концерн FIAT, с которого началась история АвтоВАЗа, вновь может стать технологическим партнером российского автопроизводителя. ОАО АвтоВАЗ намерено купить у FIAT автомобильные платформы классов А и В и создать СП по производству двигателей. Проекты, которые оцениваются в $2 млрд, руководство АвтоВАЗа предлагает финансировать за госсчет. Если партнерство состоится, завод закроет всю продуктовую линейку новыми моделями. Вчера глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов заявил Ъ, что АвтоВАЗ "покупает у FIAT новую платформу автомобиля класса А". Он пояснил, что речь идет "об одной из последних разработок FIAT – небольшом молодежном автомобиле чуть больше 'Оки' стоимостью не более €5 тыс.". АвтоВАЗ намерен организовать выпуск таких машин в объеме 100-150 тыс. штук в год, автомобили будут продаваться под брэндом Lada. Кроме того, по словам господина Чемезова, АвтоВАЗ "думает над покупкой у FIAT права производства модели Panda (класс B, стоимость в РФ от $13 тыс.– Ъ) или разработкой на ее платформе новой модели" для российского рынка. Другим совместным проектом АвтоВАЗа и FIAT станет "создание полноценного двигательного производства мощностью 1,5 млн двигателей в год". Сергей Чемезов уточнил, что FIAT сам предложил выпускать в Тольятти бензиновые двигатели объемом 1,4, 1,6 и 1,8 л и, возможно, 2 л. "Планируется, что АвтоВАЗ будет закупать у FIAT готовые двигатели и постепенно организует их сборку",– пояснил Ъ господин Чемезов. Сроков запуска проектов и размер инвестиций он не уточнил. Глава "Рособоронэкспорта" рассчитывает, что проекты будут финансироваться в том числе из инвестфонда: "Во всяком случае, президент Владимир Путин недавно указал Минэкономразвития, что стоит поддерживать не только иностранных, но и российских автопроизводителей". Соглашения с FIAT о партнерстве, по словам Сергея Чемезова, планируется подписать "в конце лета либо в сентябре-октябре". Он пояснил, что на следующей неделе делегация АвтоВАЗа отправится в Италию "для проработки деталей контракта". В головном офисе FIAT ситуацию не комментировали. В ОАО "Северсталь-авто" (дистрибутор FIAT в России) также отказались прокомментировать проект концерна с АвтоВАЗом, отметив лишь, что "все договоренности с FIAT (в частности, о сборке в России легковых моделей Albea, Doblo, Linea и коммерческого грузовика Ducato) соблюдаются". Таким образом, АвтоВАЗ анонсирует едва ли не наиболее значимый проект с момента прихода на завод команды управленцев ФГУП "Рособоронэкспорт" в декабре 2005 года. С тех пор руководство АвтоВАЗа вело переговоры, в частности, с Renault о покупке новой платформы "бюджетного" автомобиля и выпуске двигателей. Однако они провалились (см. Ъ от 15 декабря 2006 года) – как поясняли Ъ в Renault, потому что "Renault занимается продажей машин, а не технологий". Теперь АвтоВАЗ возвращается к своему технологическому партнеру еще времен СССР: как известно, завод начал строиться в 1967 году в партнерстве с FIAT, а модели концерна стали прототипом автомобиля "Жигули". О какой модели FIAT класса A идет речь, на АвтоВАЗе не уточняют. Ближе к осени FIAT намерен представить в Италии новую модель класса A FIAT-500. Она построена на модернизированной платформе FIAT Panda (двигатель 1,2-1,4 л) и, как декларирует концерн, станет "доступной для молодежи альтернативой Mini" (брэнд BMW Group). По словам источников Ъ на АвтоВАЗе, новая модель FIAT могла бы стать заменой "классике", которую планируется снять с производства к 2010 году. Первый камень своего двигательного завода АвтоВАЗ заложил еще в июле 2006 года (см. Ъ от 24 июля), однако проект не стартовал. АвтоВАЗ вел переговоры о партнерстве в нем с General Motors, однако пока они окончились ничем. По оценкам главы Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаила Блохина, на создание двигательного производства партнерам потребуется не менее $1,5 млрд. В организацию производства новой модели класса A, по оценкам господина Блохина, завод инвестирует "не более €500 млн, так как этой суммы достаточно для закупки прессов, штамповых форм, а также оборудования для окраски и сварки кузова и сборки автомобиля". Остальные компоненты, по мнению господина Блохина, АвтоВАЗ будет закупать за рубежом, в том числе у FIAT, "а это неплохая возможность для концерна снизить свои издержки при производстве новой модели". Руководитель подразделения Ernst & Young по оказанию услуг предприятиям автопрома Иван Бончев отмечает, что за счет партнерства с FIAT АвтоВАЗ стремится закрыть всю продуктовую линейку. АвтоВАЗ уже договорился с канадской Magna о разработке машины класса С, а FIAT мог бы предоставить ему машины класса A и B, констатирует эксперт. ДМИТРИЙ Ъ-БЕЛИКОВ, КОНСТАНТИН Ъ-ЛАНТРАТОВКоммерсантЪ |