"Эти проценты вряд ли будут заметны в России". Сергей Веселов, директор по маркетинговым исследованиям аналитического центра "Видео Интернешнл" Аналитики мирового рекламного рынка говорят о "четырехлетнем эффекте": отрасль активно растет в годы, когда проходят крупные медиасобытия летняя Олимпиада, чемпионат Европы по футболу и выборы президента США. Характерна ли подобная цикличность для российского рекламного рынка? Данный фактор у нас тоже действует, но он дает незначительный эффект. У них "четырехлетний эффект" дает 1,5-2-процентный дополнительный прирост. Эти проценты вряд ли будут особенно заметны в России. По итогам первого квартала текущего года телерекламный сегмент рынка вырос на 31% в рублях, и в конце года мы будем иметь среднерыночный рост около 30% запредельный показатель для развитых рынков. Как замедление темпов роста мирового рекламного рынка скажется на отечественной рекламной индустрии? Крупнейшие сетевые рекламные группы и их клиенты до сих пор говорили, что для них рынки стран БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай. Ъ) приоритетны. Тем не менее реально сейчас на эти страны приходится лишь 7% от мирового рекламного рынка. Получается, что, учитывая незначительность рынков БРИК, некоторые рекламодатели, возможно, решат перекинуть рекламные бюджеты на более крупные рынки. Однако я думаю, что более вероятен второй вариант: скорее они попробуют усилить свои позиции здесь, попытавшись еще больше сместить акценты в пользу стран БРИК, в том числе России. Повлияют ли на темпы роста рекламного рынка очередные ограничения объемов телерекламы на телевидении с сегодняшних 12 до 9 минут в час? Рост нашего рынка зависит от увеличения платежеспособного спроса на рекламу со стороны рекламодателей. Общий объем средств, которые компании готовы потратить на рекламу, вряд ли изменится. В результате из-за одновременного роста платежеспособного спроса и сокращения предложения из-за законодательных ограничений существенно вырастет цена рекламного телеэфира в среднем на 50-55%. Это может привести к перераспределению бюджетов между различными медиа, товарными категориями, изменению маркетинговой и рекламной стратегии отдельных рекламодателей. Как долго будет продолжаться такой рост цен? В ближайшие годы он сохранится, так как сегодня телевидение экономически выгоднее, там дешевле цена контракта. Сейчас CPT (стоимость тысячи контактов с аудиторией. Ъ) на телевидении около $2. В других медиа он гораздо выше: для журналов это $10-40. Рост замедлится, когда цена размещения на ТВ вырастет существенно, став сопоставимой с показателями стран Восточной Европы ($3-4) и Западной Европы ($8-10). Какие факторы могут замедлить темпы роста российской рекламной индустрии? Динамика рекламной индустрии производной от потребительского рынка зависит от того, как развивается этот рынок. Отрицательно сказываться на динамике рекламной отрасли рынка могут законодательные и административные ограничения. Предыдущие волны ограничений приводили в основном к перераспределению рекламных потоков. Теперь решительность властей в этом вопросе, похоже, выросла. В наружной рекламе, например, сейчас активно прорежают щиты, причем вырубают самые хорошие места. Сомневаюсь, что после того, как этот процесс будет завершен, сегмент сохранит прежние темпы роста. В целом же мы прогнозируем, что в ближайшие годы рост рекламной индустрии в России будет постепенно замедляться и через пять лет составит порядка 10-12% в год. КоммерсантЪ |