22.06.2007

Парфюмеры стали заложниками алкоголиков. Через 9 дней войдет в силу закон, который может создать дефицит духов, дезодорантов и бытовой химии

 

С 1 июля 2007 года вступит в силу запрет на оборот импортной парфюмерии и косметики, денатурированной не утвержденными в России добавками. Однако проблема шире, чем просто запрет денатуратов, под видом которых нередко производится подпольный спирт. Вступление закона в силу создаст серьезные проблемы российским производителям парфюмерии, косметики и бытовой химии, а также малым предпринимателям. Специалисты не исключают, что продукция известных западных фирм может и вовсе исчезнуть с российского рынка.

С 1 июля покупка, хранение и продажа любой продукции, содержащей более 1,5% спирта, должна будет учитываться через Единую государственную автоматизированную информационную систему учета и контроля алкогольной продукции (ЕГАИС).

«В черный список попали все категории продукции, содержащей этиловый спирт: одеколоны, кремы, дезодоранты, средства для ухода за волосами и кожей » Однако до сих пор (всего за 9 дней до вступления в силу закона) остается неясным, как и с какими категориями продукции сможет работать парфюмерно-косметическая отрасль.

«Всем участникам рынка, работающим с ввезенной продукцией: духами, дезодорантами, кремами, бытовой химией, – придется установить у себя систему ЕГАИС. В настоящее время эта система установлена лишь на каждом пятом предприятии», – заявила председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова.

Закон был принят в 2006 году, но затем законодатели дали полугодовую отсрочку до 1 июля 2007 года. В черный список попали все категории продукции, содержащей этиловый спирт: одеколоны, кремы, дезодоранты, средства для ухода за волосами и кожей. Распоряжение не коснется аэрозолей до 450 г – это лаки для волос, освежители воздуха, пенные средства для бритья.

Правительство должно составить перечень продукции, которая не подлежит учету в ЕГАИС, лицензированию и сопровождению таможенными справками. Координационный совет двух российских ассоциаций, представляющих 90% предприятий отрасли, около полутора месяцев назад передал чиновникам перечень продукции, которая, по их мнению, не должна подпадать под особое госрегулирование. Однако правительство не спешит сообщать о своих решениях, и участники рынка замерли в ожидании худшего.

«Закон уже сильно сказался на ассортименте и качестве продукции ряда российских производителей. Например, фабрика «Свобода» отказалась от производства спиртосодержащих товаров. Ведь установка ЕГАИС и расходы на поддержание системы составят более 2 млн рублей за первый год. Другие предприятия начинают применять изопропиловый спирт вместо этилового», – заявила Татьяна Пучкова.

О том, как пахнет изопропиловый спирт, прошлой зимой имели несчастье узнать все автомобилисты и их пассажиры. От резкого запаха некоторые даже падали в обморок. Уже сейчас этот спирт используется при производстве некоторых лаков для волос.

Производством и продажей парфюмерно-косметической продукции в России занимаются 3,5 тыс. предприятий и фирм. По данным РПКА, большинство из них – представители малого и среднего бизнеса, которые зарабатывают до 600 тыс. рублей в год.

«Отрасль толкают на криминальный путь развития. Продавцы будут всерую приобретать и продавать продукцию сомнительного происхождения. Мы считаем, что контроль за суррогатным алкоголем – это дело МВД», – заявил исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии Сергей Большаков.

«Даже киоск в метро должен будет иметь справку на каждое жидкое мыло, которое выставлено на витрине. Нашу отрасль обвиняют в том, что мы являемся источником суррогатного алкоголя, которым спиваются люди. Всем, кто думает, что гель для бритья или средство для укладки локонов можно выпить, я предлагаю это попробовать!»

При введении закона подорожание продукции неминуемо. Производителям придется переработать рецептуру ряда продуктов и переоборудовать рабочие места. Введение ЕГАИС может потребовать от оптовой фирмы около 600 тыс. рублей, еще в 250 тысяч обойдется лицензия. От производителя потребуется не менее 2 млн 90 тыс. рублей. Для крупных компаний эта сумма не так значительна, как для мелких предприятий.

«Сокращение игроков на рынке снизит конкуренцию и приведет к повышению розничных цен. Особенно существенно ЕГАИС скажется на недорогих товарах. Справка стоит 1–3 рубля. При цене продукции в 20 рублей подорожание составит не менее 10%, а некоторые товары могут подорожать вдвое. Более того, в некоторых частях страны легальная продукция может и вовсе исчезнуть. Дефицитными могут оказаться средства ухода за волосами, маски, кремы для солнечной защиты и по уходу за ногами, а также духи и одеколоны».

По данным Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии, уже сейчас в некоторых районах Сибири левая продукция из Китая замещает отечественную, что ставит в крайне сложное положение малых российских производителей.

«Элитные фирмы (например, Chanel) не станут менять рецептуру своей продукции, чтобы подстроиться под российский рынок, и, возможно, уйдут с российского рынка», – считает Сергей Большаков. Проблемы могут появиться также у тех, кто работает со средствами от комаров, производит некоторые виды пластика и даже конфеты с коньяком.

«В настоящее время мелкие игроки забивают свои склады продукцией, так что 1 июля парфюмерия и косметика не исчезнут с прилавков. Однако дистрибьюторы опасаются оставлять у себя крупные партии, что может привести к определенному дефициту уже к началу августа», – сообщил исполнительный директор АППИК БХ.

«Наша отрасль небольшая. Годовой оборот в 7 млрд долларов – это как у одной небольшой нефтяной корпорации. Однако это инновационная, развивающаяся отрасль, которая близка к индустрии здоровья. ЕГАИС целесообразна не для всех участников рынка. Мы – за электронную систему, которая упростит сложный документооборот. Но предлагаемая ЕГАИС только дополнит и усложнит имеющийся порядок», – заявил Большаков.

Федор Буцко

 

Взгляд