26.06.2007

"ПрайсвотерхаусКуперс" раскрыла групповое преступление. Почему были отозваны аудиторские заключения по ЮКОСу

Ъ стали известны подробности отзыва ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" своих аудиторских заключений по отчетности ЮКОСа (см. вчерашний номер). Информация Генпрокуратуры, послужившая причиной отзыва, касается в первую очередь деятельности основного акционера ЮКОСа – Group MENATEP. Юристы считают, что, собирая доказательства незаконной деятельности Group MENATEP, Россия готовится к возможным претензиям со стороны иностранных инвесторов и кредиторов ЮКОСа.

В распоряжении Ъ оказались письма "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" (российская структура PricewaterhouseCoopers; PwC), адресованные конкурсному управляющему ЮКОСа Эдуарду Ребгуну и председателю совета директоров нефтекомпании Виктору Геращенко. Оба письма, одно за подписью гендиректора ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит" Майкла Кубены, другое – директора компании Дага Миллера, датированы 15 июня. В них сообщается об отзыве PwC аудиторских заключений и содержится требование "немедленно уведомить те лица или регулирующие организации, которые полагаются или могут полагаться на такие заключения". Законодательство об акционерных обществах предусматривает, что с аудиторскими заключениями должны быть ознакомлены акционеры компании, а также налоговые органы. Таким образом, уведомления об отзыве заключений должны быть направлены всем нынешним владельцам акций ЮКОСа.

Господин Миллер поясняет, что причиной отзыва заключений стала информация Генпрокуратуры об аффилированных компаниях ЮКОСа за рубежом, полученная в ходе расследования уголовного дела в отношении экс-руководителей и акционеров нефтекомпании. В письме приведен перечень эпизодов, по которым информация, предоставленная аудиторам Генпрокуратурой, не подтвердила сведения, предоставлявшиеся ранее руководством ЮКОСа.

Таких эпизодов четыре. Первый касается отношений ЮКОСа с основными зарубежными трейдерами по экспорту нефти – Behles Petroleum S.A., Baltic Petroleum Trading Ltd и South Petroleum Ltd. Генпрокуратура установила, что эти компании контролировались Group MENATEP, основным акционером ЮКОСа, тогда как руководство нефтекомпании во время аудиторских проверок аффилированность отрицало.

Во втором эпизоде пересказаны решения арбитражного суда по налоговым делам ЮКОСа, когда деятельность ряда фирм, участвовавших в торговле нефтью, была признана фиктивной. В этом случае PwC полагалась на заявления менеджеров ЮКОСа о полноценной деятельности таких компаний.

Третий и четвертый эпизоды напрямую связаны с Group MENATEP: в одном случае ЮКОС выплачивал банку МЕНАТЕП долги за компании, подконтрольные Group MENATEP, а в другом сама Group MENATEP перечисляла деньги топ-менеджерам ЮКОСа.

Конкурсный управляющий ЮКОСа Эдуард Ребгун сообщил Ъ, что для него недостоверность сведений в отчетности компании не стала новостью. "Это было выявлено в ходе финансового анализа деятельности ЮКОСа по данным, предоставленным его бывшим руководством,– рассказал господин Ребгун.– Мы взяли для анализа 2003 год, когда в компании еще проводился полноценный внутренний аудит. Данные бухучета показывали, что деятельность ЮКОСа была прибыльной, и акционеры решили выплатить себе дивиденды. А в действительности результат оказался отрицательным, убыток составил около 26,3 млн рублей".

Экс-руководитель правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов говорит, что три иностранные компании, упомянутые в письме PwC, появились в конце 1990-х годов и были первыми трейдерами ЮКОСа. "Согласно материалам обвинительного заключения, опубликованным на сайте Генпрокуратуры, трейдинговые схемы с участием этих фирм легли в основу обвинения Михаила Ходорковского и Платона Лебедева",– напомнил господин Гололобов. Он также добавил, что платежи ЮКОСа банку МЕНАТЕП очень подробно описаны в отчетах самого ЮКОСа начала 2000-х годов.

Эксперты обращают внимание на то, что основным участником трех из четырех эпизодов, описанных в письме, является Group MENATEP. "Подбор информации позволяет предположить, что Генпрокуратура готовит удар по зарубежным активам ЮКОСа",– полагает адвокат Денис Узойкин. С этой версией согласен Дмитрий Гололобов. Он считает, что "по характеру действий Генпрокуратуры видно, что ее цель – найти и арестовать имущество, оставшееся за рубежом у Group MENATEP, как якобы добытое в результате преступных действий и отмывания полученных доходов".

Один из крупнейших акционеров ЮКОСа Леонид Невзлин связывает отзыв PwС аудиторских заключений с предстоящей подачей акционерами нефтекомпании "исков к России в зарубежных судах". По его словам, сейчас происходит "попытка РФ поставить аудитора на свою сторону". При этом господин Невзлин уверен, что PwC должна "внятно объяснить общественности свои действия по отзыву заключений, поскольку таким образом нанесла акционерам ущерб".

Адвокат адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай согласен с тем, что Россия готовится к возможным претензиям со стороны иностранных инвесторов и кредиторов ЮКОСа. "Для этого ставится под сомнение законность деятельности Group MENATEP, а также создаются дополнительные основания для экстрадиции акционеров ЮКОСа",– считает адвокат. Кроме того, господин Тай не исключает, что Россия готовится к предстоящему в Европейском суде по правам человека рассмотрению жалобы Михаила Ходорковского: "Идет сбор доказательств, касающихся незаконной, по мнению Генпрокуратуры, деятельности ЮКОСа не только в России, но и за рубежом".

ОЛЬГА Ъ-ПЛЕШАНОВА

КоммерсантЪ