02.07.2007

Мечта комара. Товары бытовой химии резко подорожают, а часть из них вообще исчезнет с прилавков

Вчера под действие закона о регулировании и контроле производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции попала бытовая химия. Напомним, что правительство накануне 1 июля (срок начала действия документа) вывело из-под него производителей косметики и парфюмерии. «Химикам» повезло меньше. Эксперты убеждены, что уже скоро в этом сегменте рынка начнется резкий рост цен, а может быть, и дефицит самого необходимого.

Целый год участники рынка косметики, парфюмерии и бытовой химии вместе боролись за то, чтобы выйти из под Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС), которая контролирует оборот этилового спирта. Теперь их интересы разошлись. Власти решили, что ароматная продукция проживет и без системы, а вот «химики» уже со вчерашнего дня должны иметь на производстве оборудование ЕГАИС и соответствующую лицензию. Дело это недешевое – производители алкоголя понесли убытки на 3 млрд. долларов. Крупные игроки, конечно, могли бы позволить себе уплату немалых сумм, однако даже они считают такие траты неоправданными.

Как заявил директор юридического департамента крупной торговой сети Илья Дмитриев, солидные продавцы бытовой химии решили пойти другим путем. «Большие компании, освобожденные от ЕГАИС как производители парфюмерной и косметической продукции, рассматривают вопрос о выведении сегмента бытовой химии из своей деятельности», – сообщил он. По словам специалиста, в регионах, которые обычно обслуживаются мелкими компаниями, из-за новых требований торговать будет просто некому. Действительно, малые и средние предприятия, которых до введения ЕГАИС на рынке было более 3 тыс., новыми порядками будут обречены на гибель – у них ведь нет средств, чтобы «войти в систему», как это велит им закон.

Власти уже давно предлагали «химикам», чтобы уйти из-под ЕГАИС, изменить рецептуру и вместо этилового спирта использовать изопропиловый. Подобное новшество, кстати, пропагандировалось и в среде парфюмеров. Но те, видимо, смогли доказать, что со сменой спирта меняется и запах конечной продукции, и легкий аромат порой превращается в тяжелую вонь. В бытовой химии запах, конечно, не так важен, но, как уверяют специалисты, перемены здесь неизбежно приводят к снижению качества продукции. К таким же выводам пришли и потребители: они жалуются, что поступившие в продажу новые средства для мытья окон на основе изопропилена оставляют мутные разводы и плохо смываются со стекла. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно зайти в пару хозяйственных магазинов и поговорить с покупателями, что и сделал корреспондент «НИ».

В других категориях товаров чиновники хотят и вовсе запретить использование спирта. Например, различные «фумитоксы» и прочие антикомариные приспособления могут стать уже в ближайшее время настоящим дефицитом – спирт используется практически в каждом из них в качестве растворителя. Та же участь грозит и моющим средствам для туалета, многие из которых изготовлены на основе этилового спирта.

Как сообщил «НИ» исполнительный директор Ассоциации производителей парфюмерии, косметики и бытовой химии (АППК и БХ) Сергей Большаков, рынок стал готовиться к введению ЕГАИС загодя. «На 20–30% выросла цена на репелленты и средства для мытья окон. До конца сезона, скорее всего, еще на треть поднимется стоимость спреев против насекомых», – рассказал он. Такой же прогноз и у Ильи Дмитриева: «Очевидно, будет наблюдаться дефицит синтетических моющих средств и, возможно, если вопрос не будет решен, торговля уйдет в серый оборот, продукция будет некачественной, либо подорожает».

Специалисты не отрицают очевидного факта: какая-то часть населения действительно употребляет бытовую химию внутрь. Однако из-за них страдать все потребители не должны. Президент АППКиБХ Виктор Крамаренко предлагает ввести ценовой критерий, который и будет служить регулятором. «Все, что дороже дешевой водки, нет стимула употреблять, а также производить тем, кто маскируется под эту продукцию», – пояснил эксперт. Самое интересное, что так же думают и законодатели, но от этого никому не легче. «Мы не смогли убедить правительство в необходимости принятия ценового критерия, – рассказали «НИ» в думском комитете по экономической политике, предпринимательству и туризму. – Однако мы еще надеемся, что он будет взят за основу для отсеивания продукции, не попадающей под действие закона».

ПЕТР ГЕЛЬТИЩЕВ

Новые Известия