04.07.2007

Платить чаевые или не платить. Сколько "оставлять на чай"?



Этот неизбежный вопрос задают люди, когда расплачиваются в ресторане в любой точке земного шара. Согласно глобальному исследованию Synovate, 31% респондентов предпочитает оставлять 10-15% счёта, 15% потребителей обычно оставляют менее 10% от суммы чека, 14% - 15-20%, в то время как наибольшая группа - 36% вообще не платят чаевых. Неудивительно, что американцы плятят больше всего. 53% респондентов из США считают, что чаевые от 15 до 20 процентов - это обычная практика. Россияне менее щедры. Обычно они оставляют менее 10% от суммы чека.

Директор по маркетингу компании Synovate Россия Мария Вакатова считает, что:для американца давать чаевые официантам, служащим в гостинице, парикмахерам - так же естественно, как платить налоги. "В России же культура персонального вознаграждения за качество сервиса только зарождается. С ростом доходов населения увеличивается частота посещения ресторанов; также постепенно улучшается качество сервиса, - ведь человек приходит туда не только за вкусной едой, - приятно быть окруженным заботой и вниманием. Человек готов заплатить, если ему понравилось обслуживание. На размер чаевых также влияет сумма чека. В России рестораны с хорошим сервисом пока еще очень дорогие".

Несмотря на очевидную неопределенность по поводу чаевых, по результатам глобального исследования компании Synovate, более двух третей респондентов (69%) оказывают вознаграждение за оказанные услуги чаевыми, и 91% из них чувствуют личное удовлетворение от такого поощрения.

Американские (98%), канадские (97%) и британские (84%) потребители оставляют чаевые в большинстве случаев, в то время как в Индонезии хороший сервис поощряют только 31% опрошенных.

Какой процент от общего счета Вы обычно оставляете в качестве чаевых?



Исполнительный директор компании Synovate по изучению потребителей Майк Шерман, сказал, что, хотя большинство потребителей склоняются давать чаевые, в некоторых странах многие не считают такое вознаграждение обязательным, объясняя это либо низким уровнем дохода, либо тем, что долгое время в этих странах существовала традиция включать чаевые в счет.

"Чаевые за хороший сервис - это общепринятая культурная норма в большинстве изученных стран. Однако, в некоторых государствах, где чаевые не сильно распространены, например в Индонезии, Сербии и Бразилии, низкий доход ограничивает потребительское поведение, при этом респонденты называют отсутствие дополнительных средств основной причиной того, что они регулярно не дают чаевые", - добавил Шерман.

"В отличие от этого большинство потребителей, не дававшие чаевые в некоторых экономически развитых странах, таких как Франция и Гонг-Конг, называли тот факт, что включение в счет платы за обслуживание стало главным оправданием того, чтобы обычно не оставлять чаевые".

Три четверти потребителей из разных стран мира не оставят чаевых, если они почувствуют, что не получили должного обслуживания.

82% респондентов из Гон-Конга, 65% респондентов из Сербии и 53% респондентов из Бразилии лучше пожертвуют свои деньги на благотворительность, чем отдадут их на чаевые.

Клиенты спа-центров в России и Сербии (41% и 50% соответственно) с удовольствием оставят чаевые, например, массажистам, в то время как во Франции и Испании служащим спа-салонов оставляют дополнительное вознаграждение лишь 4% и 6% респондентов соответственно.

Потребители в растерянности

По мнению директора Синовейта по туризму Шери Ламберт (Sheri Lambert), мировая традиция платить чаевые является источником неопределённости и дискомфорта для клиентов во всём мире.

"45% респондентов ощущают давление, чувствуя себя обязанными платить чаевые, а 36% попадают в неловкую ситуацию, когда они не хотят платить за плохое обслуживание, а от них этого ждут", - заметила она.

"Почти для трети потребителей (29%) причиной смущения является вопрос о том, сколько нужно оставлять чаевых, а также 30% респондентов считают, что лучше и удобнее сразу включать чаевые в счёт".

Также она указала на то, что неуверенности добавляет зависимость процентов чаевых от страновых различий, и 60% респондентов вынуждены менять свои привычки, находясь за границей.

Легче всего меняют свои привычки оплаты чаевых за границей британцы (77%). Из Гон-Конга таких респондентов 74%, из Канады - 72%. Сложнее всего приспособиться к местным традициям бразильцам (58%), американцам (47%) и сербам (45%).

Кому дают чаевые?

Наиболее предпочтительным клиенты считают оставлять чаевые официантам (86%), парикмахерам (58%) и водителям такси (52%), в то время как работникам казино (8%), швейцарам (14%) и гардеробщикам (22%) оставляют чаевые с наименьешей охотой.

Также потребители указали, что с удовольствием оставят чаевые буфетчикам (46%), гостиничным рассыльным (43%) и носильщикам (33%).


Официанты во всех странах занимают первые места, кроме Индонезии, где больше всего получают чаевые носильщики, также как и в Бразилии (75%) и Сербии (62%).

В США наравне с официантами (97%) оставляют чаевые рассыльным ( 97%), за ними стоят парикмахеры-стилисты и гиды (79% каждый). В то же время британцы оставляют чаевые водителям такси (79%) и парикмахерам-стилистам (56%).