12.07.2007

Не справились с управлением. Эффективность государственных институтов в России на уровне беднейших африканских стран

Всемирный банк опубликовал результаты эпохального исследования эффективности государственного управления за последние 10 лет в 212 странах и территориях мира. Как оказалось, Россия сегодня сравнима лишь с африканскими или островными государствами, причем по всем показателям ситуация продолжает стремительно ухудшаться.

По нескольким сотням экономических, социальных и политических переменных исследователи выработали 6 сводных показателей. Практически по каждому из них Россия находится в последних десятках и продолжает опускаться. Так, по показателю «подотчетность властей» наша страна опустилась с 40 баллами из 100 в 2004 году до 24 в 2006-м. За тот же период резко ухудшились эффективность государственных институтов (с 46,4 балла до 37,9) и качество госрегулирования (с 36 до 33). До крайне низкого уровня (19 баллов) опустился показатель «верховенство закона». Для сравнения: в середине 1990-х годов он составлял 24 балла, и справедливо считалось, что это очень мало. Показатель эффективности борьбы с коррупцией, росший до 2003 года, опять покатился вниз и сейчас составляет 25,7 балла.

Чтобы понять реальный смысл этих оценок, их лучше сравнить с другими странами. Так вот, по подотчетности властей Россия с ее 24 баллами соседствует в рейтинге с такими державами, как Джибути, Камбоджа и Мавритания. Между тем в Швеции этот показатель – 96, а в Швейцарии – 99,5. По уровню политической стабильности (23,6) мы уступаем даже Джибути, состязаясь лишь с Того, Алжиром и Папуа-Новой Гвинеей. Чуть получше обстоят дела с эффективностью госрегулирования (33,7) – тут мы обгоняем Никарагуа, Свазиленд и Вьетнам. Но не намного. Но, скажем, от Вануату и Уганды мы отстаем более чем на 15 пунктов. Эффективность государственных институтов в России Определенные успехи в межстрановом состязании достигнуты в борьбе с коррупцией (24) – тут мы пока ещё продолжаем обгонять Гондурас с его 22,3 балла (по большинству других показателей мы от этой страны отстаем). Впрочем, следует признать, что до 28 баллов в Джибути нам ещё очень далеко. Но хуже всего дело у нас обстоит с верховенством закона (19). Страны, которые мы опережаем, можно пересчитать по пальцам: впереди нас не только Гондурас, но и на несколько баллов Косово (21). Примерно столько же Россия не дотягивает до Пакистана и Нигера.

Бальзамом на сердце российских чиновников может стать то, что по эффективности государственных институтов (37) мы держимся в рейтинге совсем неплохо и даже немного обгоняем Буркина-Фасо (по всем остальным параметрам мы от африканского государства опять же сильно отстаём). Правда, есть риск потерять эту позицию – снизу нас уже поджимает Ниуэ – островное государство близ Австралии. Оно знаменито тем, что когда-то туземцы не пустили на берег капитана Кука, за что тот обидно назвал остров «Диким». Его нынешнее название переводится вполне благозвучно – «Смотри, кокос!».

«Меня в этом докладе ничего не удивляет, – сообщил «НИ» президент фонда «Индем» Георгий Сатаров. – Наши исследования коррупции действительно показывают серьёзное ухудшение ситуации на протяжении последних лет. А коррупция существует не сама по себе – это показатель эффективности государственных институтов в целом. И если они работают плохо, то это сказывается на всём остальном, включая политическую стабильность. А международные эксперты стабильностью называют именно надежное функционирование государственных институтов. Но в долгосрочной перспективе они эффективны и надежны лишь при условии их независимости».

Впрочем, можно, как всегда, и на зеркало попенять. «Не секрет, что у российского имиджа есть проблемы, и к нам международные эксперты относятся необъективно, – рассказал «НИ» президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов. – Международные институты для своих измерений специально привлекают определенных экспертов, и другие эксперты им не нужны». И если бы г-на Никонова взяли в число экспертов Всемирного банка, его оценка оказалось бы совсем другой. «Нельзя не замечать, как страна поднимается – несколько лет у нас вообще не было государства. А какая была коррупция! Кроме коррупции вообще ничего не было. Вы посмотрите, как вырос ВВП, доходы населения – вот вам и ответ», – посоветовал он «НИ».

Новые Известия