25.07.2007

Русская Православная Церковь признала достижения науки, а академика Гинзбурга потребовали привлечь к ответственности за разжигание межрелигиозной розни



Наконец-то, после долгих споров о месте религии в светском обществе, которые муссировались благодаря письму академиков Президенту о недопустимости вмешательства церкви в государственные дела, был получен официальный ответ пресс-службы Московской патриархии. Руководитель пресс-службы Патриархии Владимир Вигилянский сделал следующие заявления: Русская Православная Церковь признает достижения науки, противостоит тоталитарному мышлению и стремится к консолидации общества. Автор ответа дает понять, что российские ученые, уверенные в дисгармоничном влиянии Церкви на общество, останутся изгоями. "В общественном мнении Церковь пользуется наибольшим доверием благодаря тому, что играет консолидирующую и умиротворяющую роль, противостоит агрессии и тоталитарному мышлению", - отмечает Владимир Вигилянский.

Sostav.ru начал следить за этой историей накануне, когда о наделавшем много шума письме ученых, обеспокоенных инициативой церкви включить теологию в перечень научных специальностей и проникновение РПЦ в школы, объявили многие СМИ. Письмо президенту, подписанное видными деятелями науки, среди которых лауреат Нобелевской премии Виталий Гинзбург, а также академики Евгений Александров, Жорес Алферов и Михаил Садовский, было расценено замглавой отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиреем Всеволодом Чаплином как посягательство на интересы людей и церкви, которые свободны в своем выборе в отношении друг друга.

Гинзбург
Виталий Гинзбург. Фото: "Новая газета"

Представители духовенства очень пространно видят цели своего "единения с народом", чего не скажешь об оппонирующих им ученых, которые прямо и конкретно изложили суть своих претензий. Владимир Вигилянский не раз подчеркнул, что "Русская Православная Церковь и в прошлом признавала и ценила науку, и в настоящем признает и ценит ее, поскольку изначально Церковь основана на поисках и утверждении истины". В своем вчерашнем обращении к академикам, представитель внешних связей церкви Всеволод Чаплин оперировал понятиями далекими от полной солидарности с наукой. В частности, он утверждает, что "в то же самое время наука не может со стопроцентной фактологической убедительностью объяснить происхождение мира и она теряется в догадках относительно важнейших элементов устройства Вселенной".

Владимир ВигилянскийВ своем ответе Вигилянский напомнил, что Святейший Патриарх Алексий является почетным профессором Российской академии наук, а множество ученых и общественных деятелей верующие люди: "Война атеистов с Церковью прячется за достижения науки, между тем как в мире есть множество верующих ученых, в деятельности которых вера никак не противоречит знанию".

Комментарии руководителя пресс-службы Патриархии относительно проникновения РПЦ в школы давали ясно понять, что представители науки заблуждаются в терминологии. Вигилянский поясняет, что церковь никогда не говорила об обязательном введении православного предмета и его интерпретации как "Закона Божьего".

Ранее замглавы пресс-службы Московского Патриархата Михаил Моисеев утверждал: "Ни разу, нигде и ни один официальный представитель Церкви не говорил о том, что в школах необходимо изучать Закон Божий. Речь идет о преподавании предмета "Основы православной культуры". Моисеев удивлялся таким несоответствиям и сетовал на "ненаучный подход" академиков: "Странно, что такие "мелочи" и нестыковки становятся неважными для тех, кто привык быть предельно точен в формулировках".

В заключение своей речи, Владимир Вигилянский отметил несостоятельность авторов в форме обращения к президенту. Глава пресс-службы Патриархии поведал, что до революции такие "жалобы" называли "апелляциями к городовому", поэтому в современном мире, когда формируется гражданское общество, выражение своих взглядом должно иметь другие формы. Какие именно, представитель церкви не указал.

Однако ответ РПЦ стал не единственной реакцией на обращение ученых к Президенту России. Продолжением скандала стало обращение православно-патриотического движения "Народный собор" в прокуратуру Москвы с требованием привлечь к уголовной ответственности нобелевского лауреата, академика РАН Виталия Гинзбурга . Обвиняющая сторона утверждает, что его высказывания в февральском интервью газете "Вести образования" есть ни что иное, как "разжигание межрелигиозной розни". Тогда Гинзбург, комментируя возможное введение в школьную программу культурологического предмета "Основы православной культуры", заявил: "Преподавая религию в школах, эти, мягко говоря, сволочи церковные хотят заманить души детей".
Координатор движения Олег Касин заявил газете  "Коммерсант", что после публикации письма к президенту Путину, они "решили посмотреть, кто за этим стоит". По его словам, был проведен мониторинг СМИ, в процессе которого и всплыло злополучное интервью Гинзбурга, которое, по мнению "Народного собора", оскорбляет чувства верующих. Оно-то и стало причиной обращения активистов Православно-патриотического движения в суд.

"Я признаю свободу совести и всегда говорил и говорю, что кто хочет верить, пусть верит. Я даже завидую верующим. Вот я сейчас болен. Мне тяжело. И мне было бы легче, если бы я верил. Я просто не понимаю, чего они от меня хотят",- прокомментировал сложившуюся ситуацию изданию "Газета.ru" сам Виталий Гинзбург. Он не согласен с тем, что своими высказываниями разжигает межрелигиозную рознь. "Я уважаю православную церковь, но не надо вмешиваться не в свое дело, то есть внедрять религию в школу",- подчеркнул Гинзбург. Пресс-секретарь Московской патриархии Владимир Вигилянский сообщил "Комерсанту", что "Народный собор" не согласовывал эту акцию с РПЦ . "Я не поддерживаю, но с пониманием отношусь к этому порыву людей защитить церковь от оскорблений, в том числе и в судебном порядке", отметил он. Вигилянский назвал высказывания Гинзбурга "хулиганством", которое порочит звание академика и ученого.

Евгения Мелешко, Дмитрий Захаркин, Sostav.ru

Евгения Мелешко, Sostav.ru
Дмитрий Захаркин, Sostav.ru