Партии придумали, как обойти ограничения в политической рекламе, наложенные ФАС. Теперь они маскируют PR под социальную рекламу
Фото: Юрий Мартьянов, "Коммерсант"
|
В середине июня ФАС признала размещение политрекламы на биллбордах противоречащей закону "О рекламе". В начале июля ЦИК и ФАС в совместном пресс-релизе уточнили, что партиям позволяется размещать агитационные материалы на рекламных конструкциях только во время предвыборной кампании.
Однако политическим партиям не терпится начать саморекламу и они всеми силами пытаются найти юридические лазейки. Как сообщает газета "Ведомости", в Москве молодежная организация "Единой России" "Молодая гвардия" решила бороться с игровыми автоматами, оповестив население о своей инициативе при помощи рекламных щитов. На билбордах изображен белый медведь в перчатках цвета российского триколора, который избивает "однорукого бандита". Надпись на рекламе гласит: "Молодежь взялась за дело, "игровых нелегалов" пошлем в нокаут смело!" В этой необычной рекламе указан телефон, позвонив по которому каждый может связаться с штабом организации и сообщить о работе нелегальных залов игровых автоматов.
Лидер молодых "единороссов" Алексей Шапошников заявил "Ведомостям", что акция против казино и игровых залов, нарушающих новые требования закона об игорном бизнесе, стартовала в мае. По его словам, в начале июля активистами было установлено порядка ста щитов. |
А депутат Госдумы, лидер московских эсеров Александр Лебедев сказал "Ведомостям", что расценивает действия "Молодой гвардии" как политическую агитацию. "Единая Россия" хочет выбить меня с этой поляны накануне выборов", - говорит он.
Политолог Дмитрий Бадовский считает, что тема борьбы с нелегальным игорным бизнесом может стать инструментом точечного воздействия на избирателя. Несмотря на запрет, билборды с политической рекламой, как выяснили "Ведомости", активно в ходу. Щиты "Единая Россия", "Справедливая Россия", ЛДПР и СПС игнорируют запрет. Билборды этих партий были замечены в Костромской, Вологодской, Ярославской и Омской областях. В Санкт-Петербурге лидер эсеров Сергей Миронов также был замечен в наружной рекламе.
Политтехнолог и депутат Госдумы Антон Баков, автор билбордов СПС также нашел оригинальный выход из ситуации: около 500 плакатов СПС с лидером Никитой Белых размещены на рекламных носителях крупных городов России. Плакаты никакой агитации не содержат. На них изображен Белых. Картинка сопровождается лаконичными подписями - "экономист", "Достройка капитализма".
Председатель Центризбиркома Владимир Чуров наслышан о косвенной агитации. Тем не менее, он не намерен настаивать на ее ликвидации. Напомним, что ЦИК также пострадал от запрета. Билборды Центризбиркома, которые будут оповещать население о грядущих выборах, будут размещены как социальная реклама. Чуров признался "Ведомостям", что это стало результатом компромисса с ФАС.
Член Центризбиркома Евгений Колюшин считает акцию "Молодой гвардии" политической рекламой, поскольку активисты не рекламируют товары и услуги и не подпадают под понятие коммерческой рекламы.
"Позиция ЦИК справедлива в период выборов, поскольку совпадает с законом об основных гарантиях избирательных прав граждан, но пока наблюдается вакуум: Центризбиркому не на что опираться, кроме закона "О рекламе", что приводит к фактической правоте ФАС, а с началом кампании - ЦИК",- объяснил "Ведомостям" Бадовский.
Директор Независимого института выборов Александр Иванченко заявил "Ведомостям": "Закон о рекламе, по сути, наложил запрет на политическую жизнь партий - за исключением избирательного периода: а как тогда напоминать о себе?" Он утверждает, что, поскольку нормативного решения ФАС до сих пор не представила, региональные комитеты по рекламе не уполномочены снимать эти щиты.
Бадовский считает, что эту ситуацию поможет разрешить разъяснение Конституционного суда. ЦИК ожидает. что одна из политических партий обратится туда. Однако Бадовский заявил, что партии вряд ли будут это делать: "Им сейчас хватает этой правовой лазейки - они пользуются ширмой в виде социальной или коммерческой рекламы".