30.07.2007

Потенциальным коррупционерам будут компенсировать неполученные взятки. Правительство одобрило "Примерную программу противодействия коррупции"

Правительственная комиссия по административной реформе, во главе с вице-премьером Сергеем Нарышкиным, в пятницу одобрила "Примерную программу противодействия коррупции" в исполнительной власти, сообщает "Коммерсант". Одним из важнейших моментов программы является составление "перечня коррупционногенных должностей" во власти, перевод чиновников из перечня на срочные контракты и выплата из бюджета "компенсационного пакета" чиновнику, который теоретически имеет возможность брать взятки.

Сергей Нарышкин сообщил "Коммерсанту" о том, что немедленного внедрения программы в федеральных органах власти не предполагается. Сперва в качестве эксперимента новшество опробуют в 18 регионах Российской федерации, среди которых Саратовская, Тульская, Челябинская и Калужская области.

По словам руководителя проекта административной реформы Центра стратегического развития Владимира Южакова, который принимал участие в подготовке программ, на эксперимент в 2007 году в федеральном бюджете запланировано 227 миллионов рублей.

Программа предусматривает создание при органе власти "Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих" (указ № 269 президента от 3 марта 2007 года).
Согласно "примерной программы", комиссии должны координировано работать с департаментом кадров и госслужбы, а также составлять и вести "перечень коррупционногенных должностей" в органе власти.

Прежде всего, антикоррупционные меры программы ориентированы на контроль чиновников "перечня", в должны войти должности, связанные с распределением госресурсов. В перечень будут включены все чиновники, в рамках госуслуг непосредственно контактирующие с гражданами.

Полный перевод на срочные контракты является важнейшим механизмом контроля над чиновниками списка. Сейчас подавляющая часть госслужащих работает по бессрочным контрактам. В связи с этим увольнение таких чиновников требует крупных компенсаций и сопряжено с определенными сложностями. Исключение составляют те бесспорные случаи, в которых доказано нарушение закона.
Самое скандальное новшество "примерной программы" - предоставление потенциальным взяточникам "компенсационного пакета", который фактически является частичной компенсацией за те взятки, от которых функционер отказался.

Пакет состоит из "социального пакета" и "отдельного порядка оплаты труда с учетом возможного коррупционного вознаграждения". Согласно проекту, сумма "компенсаций", будет "пропорциональна" коррупционным рискам.

Сергей Нарышкин заявил "Коммерсанту", что это не означает рост расходов на зарплаты чиновникам из бюджета. Руководители ведомств самостоятельно должны находить средства на компенсационный пакет. Этот пакет смогут получить только госслужащие на срочном контракте.

"Перечень" будет контролироваться проверенными методами, среди которых служебные проверки, видеозапись в кабинетах чиновников группы риска.

Контракт также может предусматривать легализированное прослушивание телефонов без санкции суда. Новшествами являются требование полного раскрытия информации обо всех контактах чиновника по служебным вопросам и указание в трудовом контракте предельной суммы денег, которые чиновник имеет право иметь при себе, пребывая на рабочем месте.

Предлагаемые примерной программой меры "настолько жестки, что граничат с нарушением прав человека", заявил "Коммерсанту" Южаков.

Государству вместо ужесточения карательных мер против чиновников необходимо уменьшить свою роль в экономике и "создать многопартийную систему", считает Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Игорь Юргенс. Президент регулярно публикующего оценки коррупции фонда "Индем" Георгий Сатаров заявил "Комменсанту": "Речь идет только о решении проблемы конфликта интересов. Очевидные же вещи, такие как сращивание власти и бизнеса, ими не рассматриваются".

В июне Всемирный банк оценил качество госуправления России в шесть баллов по семибалльной шкале подверженности власти взяточничеству. Аналогичные показатели у Венесуэлы и Ирана. Не исключено, что программа Нарышкина может использоваться правительством России как ответ на обвинения международных организаций в отсутствии противодействия коррупции в исполнительной власти.