16.08.2007

Миллион байт долларов . Зачем компании тратят деньги на развитие интернета

Инвестиции в российский интернет за последние шесть месяцев уже превысили $500 млн.
     Вкладываться в Сеть стараются как крупные игроки, давно работающие на этом рынке, так и небольшие компании, фонды и частные инвесторы. Их можно понять: не каждый сектор бизнеса готов обеспечить доходность в 70-100% годовых.
     По данным международного агентства Nielsen/NetRatings, на сегодняшний день в России насчитывается около 28 млн пользователей интернета. И их количество ежегодно увеличивается на 25-30%. Не отстают в темпах роста и инвестиции в строительство сайтов, которые должны удовлетворять все возможные потребности растущей интернет-аудитории.
     С начала этого года стало известно о нескольких крупных сделках, связанных с интернеткомпаниями. В марте "Яндекс" приобрел "Мой круг.ру" - одну из крупнейших русскоязычных социальных сетей. Причем в "Яндекс" перешла также команда менеджеров и разработчиков, включая основателей сервиса. Официально компания не разглашала подробности о параметрах сделки, но, по информации участников рынка, за приобретение заплачено $1,2-1,5 млн.
     При этом на момент покупки "Мой круг" не приносил дохода.
     Чуть позже тот же "Яндекс" выкупил у компании PayCash 50% сервиса "Яндекс. Деньги". Кроме доли в проекте PayCash продал крупнейшему на российском интернет-рынке игроку лицензию на технологии и ПО, использующиеся в системе. По разным оценкам, покупка обошлась в $15-25 млн.
     Вкладывался в Сеть не только "Яндекс".
     Не так давно "Рамблер" объявил о завершении сделки по покупке 25% акций системы размещения контекстной рекламы "Бегун". По оценкам аналитиков, за этот пакет "Рамблер" заплатил около $18 млн. Причем, как отмечали эксперты, компании удалось заключить крайне выгодную сделку за счет заключенного несколькими годами ранее опциона. По рыночным оценкам, "Бегун" должен был стоить раза в два дороже. А третий столп Рунета Mail.ru только в этом году вложил примерно $1 млн в развитие собственной поисковой системы Gogo.ru. И это без учета появившейся в конце прошлого года компании "Суп", которая приобрела права на кириллический сегмент "Живого журнала" (сумма сделки оценивается в десятки миллионов долларов), после чего купила еще несколько российских интернет-порталов - в частности, LJplus.ru и Championat.ru.
     Все эти сделки и финансовые вложения- лишь видимая часть айсберга. В действительности в развитие сайтов инвестируется существенно больше денег, чем это известно широкой аудитории. По мнению эксперта фонда "Финам" Виктора Галенко, подавляющая часть инвесторов в интернете предпочитают "не светиться" и потому не раскрывают истинный объем вложений. "По нашим оценкам, с начала этого года инвестиции составили не менее $450 млн,- говорит Галенко.- Но до конца года показатель может вырасти в два-три раза, поскольку, по нашей информации, сейчас в стадии подготовки находятся несколько крупных сделок. Кроме того, значительные бюджеты на вложения в интернет выделили структуры, ранее не работавшие в этой сфере, обширные планы на развитие есть и у западных венчурных фондов".
     С ним согласен и представитель одного из агентств, занимающихся посредническими услугами для инвесторов в интернет-рынок.
     "Скрытые инвестиции, когда та или иная крупная компания или частные лица решают развивать свой проект и "закачивают" в него серьезные деньги, занимают большую часть отечественного рынка,- говорит он.- Но они начинают рассказывать о своих проектах в лучшем случае после создания полноценно функционирующего сервиса". Так, к примеру, компания РБК призналась в том, что именно она стоит за раскруткой популярного сегодня сервиса знакомства Loveplanet.ru лишь после того, как портал развился.
     Сейчас, по мнению опрошенных B&FM участников рынка, сетевых инвесторов можно условно поделить на несколько групп. Первая - давно существующие крупные игроки. К ним относятся "Рамблер" ("Проф-медиа"), "Яндекс" и Mail.ru.
     Для них инвестиции в интернет и скупка сервисов- один из обязательных элементов бизнеса. В противном случае компании не смогут полностью обеспечить собственное развитие. Вторая группа - это компании, не так давно появившиеся на рынке, готовые скупать интернет-сайты едва ли не оптом в расчете на их скорый рост. К ним, в частности, относятся "Суп", созданный на деньги Александра Мамута, РБК, владеющая целым рядом сетевых сервисов, Газпромбанк, интересующийся сетевыми медиаактивами.
     К третьей группе можно отнести венчурные фонды и частных инвесторов. К примеру, не так давно фонды ABRT и Mangrove Capital Partners рассказали о своих намерениях заняться инвестициями в российские интернет-проекты.
     По словам президента ABRT Ратмира Тимашева, компанию интересуют социальные сети и электронная коммерция. Инвестиции прежде всего пойдут на развитие интернет-проектов в стадии стартапа - в них обычно вкладывают от $200 тыс. до $5 млн.
     По мнению управляющего партнера и генерального директора компании "Ашманов и партнеры" Игоря Ашманова, сейчас существует солидное число инвесторов, готовых вложить свои деньги в интернет. Проблема в том, что вкладываться им некуда. "Денег, грубо говоря, гуляющих вокруг российского интернета, более чем достаточно,- говорит Ашманов.- Другой вопрос, что проекты, достойные инвестиций, появляются не слишком часто. А поскольку большинство из тех, кто готов сейчас вкладываться в интернет,- профессиональные люди, они не могут позволить себе инвестировать в "пузыри"".
     На расстоянии клика Сейчас, по данным "Финама", минимальная сумма входа на интернет-рынок - примерно $250-300 тыс. "C меньшими суммами в большинстве сегментов порталостроителям делать нечего",- говорит Галенко. Его коллеги согласны с ним не во всем. "В интернете любой конкурент любой компании находится на расстоянии одного клика мыши,- считает Игорь Ашманов.- Дележ аудитории сейчас происходит на фоне ее бешеного роста, до 50% в год.
     Так что каждый второй в интернете - новичок, и за его внимание можно бороться. Для этого достаточно даже небольших начальных усилий". Антон Болотов, основатель и генеральный директор компании-разработчика интернет-проектов Болоtov.ru, высказывается еще определеннее: "Минимальный объем инвестиций хорошего проекта - один человек с правильно работающим мозгом. Но сейчас это большая редкость".
     В целом у крупных игроков существенно больше возможностей для развития, считают участники рынка. Уже существующие порталы за счет устойчивого роста могут позволить себе давить на более мелких игроков. "Если ко мне сейчас придут люди и предложат солидную, на мой взгляд, сумму за бизнес, я всерьез задумаюсь о продаже",- говорит один из создателей популярногонезависимого интернет-сайта.
     Бум интернет-инвестиций неслучаен. На сегодняшний день для инвесторов, готовых рисковать, сетевые проекты могут обеспечить едва ли не самую высокую на рынке доходность. "По нашему опыту, инвестиции в интернет приносят доходность на уровне не ниже 50-70% годовых, причем цифры 100-150% годовых также не представляют собой чего-либо из ряда вон выходящего,- говорит Галенко из "Финама".- Но на рынке есть проекты, инвестиции в которые не возвращаются в течение гораздо более длительного периода".
     По мнению экспертов, инвестиции в Рунет будут расти в дальнейшем средними темпами, не ниже 30-35% в год, как минимум до 2012 года. При этом на вопрос, не случится ли в России подобие "кризиса доткомов", опрошенные нами эксперты единодушно ответили отрицательно.
     "Волнообразные движения на этом рынке, безусловно, будут,- говорит владелец крупного интернет-сайта.- Но очень сложно предположить, что тот же "Яндекс" разорится. Условно говоря, как люди смотрели автомобильные пробки на этом сайте, так и будут смотреть. Как представители малого бизнеса подавали себя через контекстную рекламу, так и будут подавать.
     Им не интересны волны рынка".
         Виктор Галенко из "Финама" также утверждает, что на данном этапе предпосылок для кризиса нет. ""Кризис доткомов" был биржевым кризисом, в котором большую роль сыграл феномен стадного поведения инвесторов,- говорит он.- Российские ИТ-активы на биржах пока практически не представлены. Конечно, определенные признаки перегрева в Рунете есть: цены на активы растут высокими темпами, есть дефицит активов, идей. Но речь об элементах кризиса на данном этапе не идет- инвесторы закладывают в свои оценки высокие темпы роста интернет-пользователей в России и ряд других факторов".
    
     АЛЕКСЕЙ ШМЕЛЕВ

Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets»