03.09.2007

BBDO Russia проверили на легальность


Программного обеспечения

 Визит правоохранительных органов, парализовавший в четверг работу рекламной группы BBDO Russia, оказался плановой проверкой УВД Центрального административного округа Москвы. Всю запрошенную документацию, в частности лицензии на используемое программное обеспечение, руководство группы не предоставило, поэтому проверка продлится еще несколько дней. За это время американский холдинг Omnicom, которому принадлежит BBDO Russia, должен переслать в Москву копии своих глобальных договоров с правообладателями.
Вчера стало известно, что офис BBDO Russia Group на 4-й Тверской-Ямской улице днем ранее посетили представители УВД Центрального административного округа столицы. Как рассказал Ъ пресс-секретарь УВД ЦАО Москвы Сергей Прудников, в августе сотрудники межрайонного отдела по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка запланировали проверить около десятка компаний, среди которых значилась и BBDO Russia Group. "Это была комплексная проверка, в рамках которой изучается вся документация",-- уточнил господин Прудников. По его словам, в четверг руководство группы предоставило не всю запрошенную информацию, поэтому проверка была продлена еще на день. По закону она может длиться до десяти дней, после чего прокуратура может увеличить ее срок до месяца.
Претензий к финансово-хозяйственной деятельности группы у проверяющих не было, уверяет директор по стратегии и корпоративному развитию BBDO Russia Group Турхан Махмудов. По его словам, вопросы возникли лишь по поводу легальности используемого программного обеспечения: проверяющих интересовало, есть ли у группы лицензии на каждую единицу техники. Этой документации в офисе BBDO не оказалось. "Все договоры с правообладателями заключает холдинг Omnicom (американцы, владеющие BBDO Russia Group.-- Ъ). Они носят глобальный характер и распространяются на все локальные офисы входящих в холдинг сетевых агентств",-- пояснил господин Махмудов. По его словам, штаб-квартира Omnicom должна в ближайшее время переслать в Москву необходимые копии лицензий. "В течение недели инцидент будет исчерпан",-- прогнозирует господин Махмудов. В Omnicom вчера не ответили на запрос Ъ, поскольку пятница была нерабочим днем.
BBDO Russia Group создана на базе креативного агентства BBDO Moscow. В группу также входят агентства Instinct (креатив), OMD Media Direction и PHD (медиасервис), Pleon и RSVP (PR), Ikon (дизайн) и др. По экспертным оценкам, выручка (размер агентских комиссий) в 2006 году составила $35-40 млн при обороте не менее $350 млн. Принадлежит крупнейшему в мире рекламному холдингу Omnicom с годовой выручкой $11,38 млрд, небольшой пакет у топ-менеджеров группы. Ключевые клиенты российской группы -- Mars Inc., PepsiCo, "Вымпелком", "Вимм-Билль-Данн". На международном уровне BBDO обслуживает Bayer, DaimlerChrysler, General Electric, Mars Inc., Motorola, PepsiCo, Procter & Gamble, Wrigley.
Представитель российского офиса Microsoft Евгений Данилов подтвердил, что правообладатели, в том числе и Microsoft, заключают с транснациональными корпорациями глобальные договоры, разрешающие использовать лицензионное программное обеспечение всем их локальным офисам. "Какие-то компании действительно хранят лицензии в штаб-квартире, другие имеют копии договоров во всех представительствах",-- отметил он. Для рекламной отрасли глобальные договоры -- нормальная практика, соглашаются в других группах. Так, IT-директор Group M Марина Ивашина рассказывает, что, например, агентства MediaCom и MindShare, на 100% принадлежащие холдингу WPP, используют программное обеспечение Microsoft и других разработчиков по глобальным контрактам. "И у нас есть все необходимые копии лицензий",-- подчеркивает она.
Господин Махмудов исключает чей-либо умысел в произошедшем. Он подчеркнул, что проверка проводится "по букве закона". Участники рынка и эксперты соглашаются, что наличие у компании лицензий на программное обеспечение действительно могло заинтересовать правоохранительные органы. "Милиции нужно выполнять план, и в этом отношении сегодня 146-я статья Уголовного кодекса ('Нарушение авторских и смежных прав'.-- Ъ) очень удобна,-- говорит президент ассоциации 'Русский щит' Олег Злобин.-- Уже понятно, как правильно собирать по этой статье доказательства, как предъявлять обвинение. Да и большинство судей уже сталкивались с ней в своей практике, так что можно прогнозировать исход дела". "Если программное обеспечение в данном случае лишь повод, как многие изначально предположили, то не могу даже и представить, кто и почему вдруг заинтересовался рекламным бизнесом",-- отметил в разговоре с Ъ совладелец одного из крупных рекламных агентств.
Сергей Соболев, Олег Рубникович
 
история вопроса
 
Как правоохранительные органы беспокоили рекламщиков
10 декабря 1998 года Федеральная служба налоговой полиции возбудила уголовные дела против главы рекламного агентства ЛИС`С Сергея Лисовского и гендиректора ЗАО "Премьер СВ" Владимира Жечкова, обвинив их в уклонении от уплаты налогов на 1,9 млн руб. и 2,3 млн руб. соответственно. 24 марта 1999 года господин Лисовский заявил о согласии заплатить 250 тыс. руб., господин Жечков -- всю сумму. Обвинения были сняты.

4 февраля 1999 года следователи Генпрокуратуры в рамках дела "Аэрофлота" обыскали офис рекламно-издательской группы New Found Quality, подконтрольной бизнесмену Борису Березовскому. Оперативников интересовали документы о получателях рекламных бюджетов авиакомпании. Обвинений сотрудникам группы предъявлено не было, однако из-за скандала из компании ушел один из соучредителей Максим Блох.

24 апреля 2001 года сотрудники МВД и ФСБ задержали предпринимателя Александра Бабаяна, контролировавшего рекламную группу "Метрос-Медиа", обладавшую монополией на на размещение рекламы в столичном метро. В марте 2002 года он приговорен к семи годам колонии. Суд установил, что контроль над "Метрос-Медиа" Бабаян получил путем хищений и вымогательства.

17 июня 2002 году сотрудники ГУВД Москвы провели выемку документов 
в рекламном агентстве "Атор".
Поводом стали беспорядки, происшедшие в центре города 9 июня после футбольного матча Россия--Япония. Матч транслировался по монитору компании, установленному у гостиницы "Москва". Сразу после ЧП глава ГУВД Владимир Пронин заявил, что погром спровоцировал показанный до матча рекламный ролик "Атора", в котором разъяренный мужчина разбивал бейсбольной битой автомобиль. К уголовной ответственности никого не привлекли, "Атор" был оштрафован на 20 тыс. руб. за нарушение закона "О рекламе".