05.09.2007

У МТС – новая стратегия развития. Компания готова делать дорогие покупки

Совет директоров МТС вчера утвердил новую стратегию развития компании, сообщает газета «Ведомости», ссылаясь на слова директора по связям с общественностью МТС Елены Кохановской. Президент компании Леонид Меламед заявил, что, если ранее для МТС была приоритетной финансовая целесообразность приобретений, то теперь будет учитываться и их стратегическая значимость.

Существовавшая до недавнего времени стратегия предусматривала, что минимальная рентабельность инвестированного капитала (ROIC) должна составлять 25% в год на протяжении пяти лет. Это означает, что период окупаемости вложений не мог превышать четыре года.

“Мы по-прежнему не собираемся переплачивать за активы. Но мы готовы более агрессивно действовать в отношении мобильных активов в СНГ и платить по верхней границе признанного инвесторами диапазона цен, если понимаем, что актив стратегически привлекателен”, – заявил Меламед. По его словам, раньше в компании МТС пытались соблюсти одинаково строгие критерии окупаемости по каждому проекту, теперь эти параметры могут отличаться от проекта к проекту, хотя совокупный портфель проектов должен, как и ранее, обеспечивать ROIC на уровне выше 25% на протяжении ближайших пяти лет.

МТС ведет переговоры во всех странах СНГ, кроме Молдавии, сообщил Меламед. Что касается Молдавии, то в этой стране существует три сотовые компании, подконтрольные TeliaSonera, France Telecom и российской Eventis Telecom. Армянский оператор “К-Телеком” (бренд VivaCell), входит в сферу интересов МТС, но по словам Меламеда, переговоры пока не завершены. МТС считает также стратегически важным проектом развитие в Узбекистане сети мобильной связи третьего поколения (3G). “К концу 2008 года мы планируем построить сеть в Ташкенте, а далее — в Самарканде, Бухаре и Андижане”, — рассказала «Ведомостям» пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. По предварительной оценке МТС, срок окупаемости 3G-сети в Узбекистане незначительно превышает четыре года.

Гендиректор "Вымпелкома" Александр Изосимов заявил «Ведомостям»: «Сделки, особенно стратегические, всегда оцениваются по массе параметров. Мы всегда смотрим на показатель возврата инвестиций. Но универсального финансового параметра, который можно было бы использовать всегда и который гарантировал бы успешность сделки, не существует».

Партнер ACM-Consulting Антон Погребинский отметил, что в среднем стоимость сотового абонента в России и СНГ составляет 400-500 долларов. В качестве примеров эксперт привел такие факты: в августе “Вымпелком” приобрел у Tele2 иркутского оператора “Северная корона”, основываясь на цене 406 долларов за абонента, а МТС в июне купила 26% узбекской Uzdunrobita, заплатив по 520 долларов за абонента.

Это значит, что за армянский VivaCell МТС может заплатить более чем 400-500 миллионов долларов, за азербайджанский Backcell — 440-550 миллионов долларов, за грузинский Magticom — 400-500 миллионов долларов, таджикский Babilon Mobile — 200-250 миллионов долларов, а за казахский Mobile Telecom Service — 40-50 миллионов.

Старший аналитик “Тройки Диалог” Андрей Богданов уточнил «Ведомостям», что стоимость абонента зависит от уровня проникновения, потенциала роста рынка и т. п. “Находить активы с гарантированной отдачей не менее 25% в год тяжело, поэтому МТС приходится быть более гибкой”, — отметил он.