Август и Путин. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за освещением в СМИ деятельности российских политиковЛето - пора отпусков, в том числе и для политиков. В этом легко убедиться, если сопоставить данные о том, как в течение трех последних месяцев российские СМИ освещали деятельность президента и других ключевых фигур, так или иначе связанных с "операцией 'Преемник'". По сведениям информационно-аналитической системы "Медиалогия", поток сообщений о них от июня к августу последовательно иссякал. Особенно резко эта тенденция проявилась в отношении Владимира Путина. Впрочем, отчасти освободив медиа-пространство, президент дал возможность тем, кто стоит рядом с ним, проявить себя более выпукло. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за освещением в СМИ деятельности российских политиков. Строго говоря, и Владимир Путин, и три ключевые фигуры, которым СМИ уделяют особое внимание - премьер-министр Михаил Фрадков и два его первых заместителя Сергей Иванов и Дмитрий Медведев, отдыхали в августе. Однако уже в июле количество посвященных им медиа-сообщений значительно сократилось по сравнению с июнем. Некоторые потеряли много, прежде всего сам президент. Так, в июне телеканалы упоминали о Владимире Путине 1344 раза (и 530 раз - как о главном действующем лице сообщения), а в июле эти показатели сократились до 1058 и 502 соответственно. В печатных СМИ падение было не столь заметным (1051/243 сообщений в июне и 914/229 - в июле), но интернет-СМИ и радиостанции в целом поддержали тенденцию, заданную федеральным телевидением. На радио о Путине в июне говорили 1148 раз и 483 раза представляли его главным действующим лицом, а в июле те же показатели составили всего 839 и 316 раз. В интернете июньские показатели президента - 1925/886 - также сократились до 1576/737.Впрочем, это не означает, что российские СМИ вдруг кардинально изменили свою политику по отношению к Владимиру Путину. Если сравнить динамику другого показателя, которым оперирует "Медиалогия" - индекс информационного благоприятствования (ИББ, учитывающий как количественные, так и качественные критерии сообщений), то выяснится, что в июле печатная пресса и интернет-СМИ работали над улучшением имиджа президента активнее, чем в предыдущем месяце. Так июльский ИИБ Путина в бумажных изданиях - 2545,11, тогда как в июне он составлял всего 2113,74 условной единицы. В интернете - та же картина: 1094,54 в июне и 1173,60 в июле. Падение президентского ИИБ на телеканалах и в радиоэфире тоже не назовешь катастрофическим. На телевидении оно составило 108 условных единиц (с 4122,30 до 4013,70), а на радио - чуть меньше 67 (с 1012,08 до 945,23). В целом, это неудивительно: на начало июля пришлась победа Сочи в борьбе за право принимать 22-е зимние Олимпийские игры в 2014 году, причем именно Владимир Путин представлял российскую заявку в Гватемале, где проходил последний тур конкурса МОК. К тому же в июле на пятый мэрский срок заступил Юрий Лужков, и это тоже произошло при прямом участии российского президента. Поэтому общую отрицательную динамику отражения деятельности Владимира Путина в СМИ в июле следует приписать, скорее всего, началу периода отпусков на самих телеканалах и радиостанциях.
Так, рабочая поездка Медведева по Калининградской области, его заявления по поводу будущего ипотечных кредитов и уровня хищений в российских музеях, новости, посвященные реализации нацпроекта "Здравоохранение", а также визит двух первых вице-премьеров в летний лагерь молодежного движения "Наши" на Селигере значительно повысили упоминаемость куратора нацпроектов в СМИ. В общем он ненамного увеличил свои июльские показатели по сравнению с июньскими (в печатной прессе - со 161 до 171 упоминаний; на радио - со 129 до 137; а на телевидении и в интернете общее число упоминаний о нем в июле снизилось), зато гораздо чаще, чем в предыдущем месяце, фигурировал в качестве главного действующего лица медиа-сообщений. Так, на 71 телепередачу, посвященную ему в июне, в июле пришлось 93. Это абсолютный рекорд Медведева на протяжении всего года. Такие же рекорды первый вице-премьер поставил на страницах печатной прессы (51 заметка; в июне - 17) и в радиоэфире (109 выпусков, посвященных Медведеву в июле, 42 - в июне). В интернете тоже наблюдался рост сообщений, в которых куратор нацпроектов выступал главным действующим лицом (92), но тут рекорда не получилось - в январе и марте 2007 года этот показатель у Медведева был выше.
Благодаря этому - если обратиться к относительным показателям двух первых вице-премьеров - оказалось, что почти по всем параметрам Дмитрий Медведев в июле обогнал Сергея Иванова в гонке за рейтингами Владимира Путина. Перевес небольшой - всего на 2-3 процента, но, напомним, это произошло впервые с апреля этого года, когда бывший министр обороны решительно обошел по упоминаемости в СМИ своего конкурента. Картину, как всегда, "подпортил" интернет - несмотря на общее падение абсолютного значения ИИБ Иванова в этой категории СМИ в июле, он составил 12 процентов от путинского, тогда как доля ИИБ Медведева не превысила 9 процентов от ИИБ президента. При этом Иванов даже улучшил в июле свой относительный ИИБ в печатной прессе - с 11 процентов в июне до 15 процентов в июле, но все же не смог обогнать здесь Медведева (17 процентов от путинского ИИБ в июле; рост на 3 процента по отношению к июню). На фоне соревнования двух своих первых замов председатель правительства Михаил Фрадков в июле выглядел бледно. Он потерял почти по всем своим абсолютным показателям, а по относительным сумел обойти Иванова и Медведева лишь в интернет-СМИ, которые обычно демонстрируют иную динамику, чем федеральные телеканалы, печатная пресса и радиостанции. Но в целом в июле Фрадков прочно занимал последнее место по упоминаемости в СМИ среди возможных "преемников" президента.
Если это так, то наибольшие медийные дивиденды в августе извлек Сергей Иванов, хотя рост его присутствия в СМИ был не таким стремительным, как падение рейтингов президента (впрочем, Иванов тоже отдыхал - на побережье Балтийского моря, где собственными руками выловил треску, о чем писали все российские СМИ). И все же относительный ИИБ бывшего министра обороны на телеканалах, составлявший в июле всего 13 процентов от ИИБ президента, в августе скакнул до 32 процентов. Для Иванова это не абсолютный рекорд за восемь месяцев, но все же показатель, близкий к рекордному апрельскому, когда его доля медийного пространства составляла 37 процентов от путинской. Вообще относительный ИИБ Сергея Иванова в августе вырос во всех категориях СМИ, что оказалось особенно заметно на фоне резкого падения показателей Дмитрия Медведева. Если, напомним, в июле куратору нацпроектов удалось догнать и даже несколько перегнать по упоминаемости в СМИ своего коллегу, то в августе он вновь решительно сдал свои позиции.
Августовские показатели Михаила Фрадкова изменились несильно - где-то они росли (в печатной прессе и на радио), где-то падали (на телевидении и в интернете), но в целом несущественно. По абсолютному ИИБ Фрадков в последнем месяце лета обогнал Медведева в бумажных изданиях и интернете, но это связано, скорее, не со "взлетом" премьер-министра, а с "падением" его первого заместителя. От другого своего заместителя, Сергея Иванова, Фрадков и в августе отстал весьма значительно, лишь печатная пресса чуть чаще делала его главным действующим лицом своих репортажей (35 раз в этом качестве фигурировал Фрадков, 21 раз - Иванов). Таким образом, закончившееся лето еще раз не только подчеркнуло прежнюю, сложившуюся тенденцию в "гонке преемников" - Сергей Иванов по количеству упоминаний в СМИ заметно опережает других претендентов, но и принесло нечто новое, а именно странный уход в тень главного действующего лица российской политической сцены. Что стоит за странным августовским "провалом" Владимира Путина - игра случайностей или новая медийная стратегия Кремля? Возможно, ответ на этот вопрос мы узнаем через месяц, когда придет пора подводить итоги работы СМИ в сентябре. "Лента.ру" и "Медиалогия" продолжают следить за информационным полем. Владимир Путин на отдыхе в Туве LENTA.RU |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||