13.09.2007

Телеканалы хотят взимать с партий залог за бесплатную агитацию

Владимир Чуров Глава Центризбиркома Владимир Чуров, провел вчера очередную встречу с представителями СМИ - гостелеканалами. После напоминания теленачальникам об основных правилах агитации и информирования избирателей, с их стороны последовало предложение изменить порядок предоставления партиям бесплатного эфира. По закону эфирное время для агитации должно предоставляться в прайм-тайм. Юристы "Первого канала" выступили от лица телевизионщиков с предложением о том, чтобы партии, прежде чем приступать к бесплатной агитации на телевидении, вносили денежный залог, - пишет "Коммерсант".

В соответствии с законом, партия, набравшая по итогам выборов менее 3% голосов, должна будет возместить расходы на бесплатный эфир. Однако, по итогам выборов в Госдуму 2003 года, например, было 19 партий-должников, которые задолжали за эфир и бесплатные печатные площади 620 миллионов рублей. Многие партии после выборов преобразовались в общественные организации или были вовсе ликвидированы. "Мы терпим убытки. Суды с партиями ничего нам не дали. У них на счетах одни нули. Нас это, естественно, не устраивает", - заявил источник на "Первом канале".

Суть предложения, вынесенного представителями телеканала в том, что внесенный залог будет возвращен партиям, набравшим более 3% голосов, набравшим же меньший процент уже не нужно будет думать об уплате расходов, поскольку залог просто останется у телеканалов. То, что избирательные законы никакого залога за эфирное время не предусматривают, телевизионщиков не смущает. На "Первом канале" полагают, что Гражданский кодекс позволяет оговаривать подобные условия в договорах, которые партии заключают с каналами, причем залог мог бы вноситься не из средств избирательного фонда еще до начала официальной агитационной кампании.

От официальных комментариев руководители "Первого канала" Константин Эрнст и ВГТРК Олег Добродеев отказались. Один из представителей ТВЦ в неофициальном разговоре заметил, что предложение "Первого канала" логично, поскольку каналы не должны страдать от недобросовестных партий. При этом, по его мнению, нужно тщательно блюсти дух и букву закона, потому что это, конечно, "наносит удар по партиям, поскольку часть денег в случае внесения залога омертвляется". Он предположил, что будет принят некий компромисс, - пишет издание.

Глава ЦИКа поручил коллегам проанализировать поступившее предложение. Члена ЦИКа Майя Гришина заверила, что такая работа будет проведена, напомнив, что похожие варианты уже рассматривались при изменении выборного законодательства, но не были приняты. Она также отметила, что в настоящее время законодательство очень либерально регламентирует расценки на телеэфир: телекомпании вправе сами установить расценки, которые лишь не должны быть "необоснованно завышенными и необоснованно заниженными". Кстати, партии, не расплатившиеся за предыдущие выборы и желающие поучаствовать в нынешних, бесплатного эфира не получат. Окончательный список должников будет обнародован Центризбиркомом после 15 сентября.

Лидер "Гражданской силы" Александр Рявкин считает идею "агитационного залога" "нарушением законодательства о выборах, которое гарантирует партиям предоставление бесплатных эфиров". Он надеется, что ЦИК на такие условия не согласится, ведь эти меры не повредят только богатым партиям, которые могут распоряжаться средствами более мобильно, а для партий-новичков это сильный удар. "Почему подняли этот вопрос прямо перед выборами, а не год или полгода назад?! Эти вещи дурно пахнут!..", - заявил Рявкин.

По словам депутата Госдумы, секретаря ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе Олега Куликова, коммунисты тоже против подобной меры, хотя они и не сомневаются, что наберут больше 3% голосов. "Такой залог сильно бьет по партии, - заявил депутат. - СМИ должны как можно меньше себя оценивать, а они, напротив, такие суммы запрашивают! Эта антиконституционная мера ставит партии в неравные условия".

По плану у главы ЦИКа четыре предвыборные встречи с руководителями СМИ: у него уже побывали главы информагентств, теле- и радиокомпаний, а завтра пройдет беседа с представителями печатных СМИ. - пишет "Коммерсант".