Министры интересуются тату. В Германии создадут список красителей, допустимых для татуировокГерманское Министерство по защите прав потребителей готовит законопроект, регулирующий распространение татуировок. Авторы этого документа настаивают на создании списка красителей, допустимых для тату. Немецкие дерматологи предупреждают, что в некоторых случаях татуировщики используют автомобильные краски. Между тем мода на наколки не спадает. По последним данным, их носит около 40% молодых немцев.Он выглядит добропорядочным буржуа: бритая голова, окладистая седая борода, свитер и джинсы. Однако под одеждой спрятано гигантское панно из разноцветных линий – солнца, звезды, русалки и чайки. «В Германии 41% женщин и 30% мужчин до 25 лет имеют татуировки - таковы результаты масштабного исследования» 94-летний голландец Альбертус Корнелиссен, работающий в гамбургском салоне, считается старейшим татуировщиком Германии. Говоря о собственной нательной живописи, он признается, что не знает, считать ли ее единым произведением искусства или собранием из сотни рисунков. Свою первую наколку он сделал себе сам.
В 1925 году в 12-летнем возрасте выколол на груди сердце с надписью «мама». Сегодня тату напоминают ему о морской службе, а также о жизни в США, Чили и на Кубе. В Германию уроженец Роттердама переехал в 50-х годах. Уже тогда хобби стало для него работой – его татуировки пользовались спросом среди американских солдат. «Каждый моряк хотел себе пропеллер на заднице», – смеется он.
Себе он уже давно перестал делать татуировки. «На теле не осталось места, а голова должна оставаться свободной», – признается Корнелиссен. В гамбургском салоне, куда мастер пришел в 80-е годы, он не работает с клиентами – стал дрожать руки. Однако сил еще достаточно, чтобы собирать специальные тату-машинки по 100 евро за штуку.
Альбертуса Корнелиссена называют пионером среди немецких татуировщиков. Ему и двум его коллегам посвящен фильм «Горящее сердце», три года назад выигравший спецприз Dialogue en Perspective на Берлинском кинофестивале. Свое занятие он считает искусством, освященным многовековыми традициями.
Историки культуры не возражают. Слово «тату» произошло от полинезийского tatau. По легенде, современная история тату в Европе началась в XVIII веке, когда Джеймс Кук продемонстрировал рисунок, сделанный ему на острове Таити.
С той поры «нательная живопись» стала отличительным знаком моряков. Салонной модой тату были объявлены 100 лет спустя, когда король Георг V во время поездки в Японию позволил местным мастерам выколоть на его теле дракона. Однако традиции тату – куда древнее. В Южной Америке обнаружены мумии с татуировками возрастом несколько тысяч лет. В Европе самому древнему носителю наколки – около 5000 лет. Это мумия древнего человека, обнаруженная в ледниках.
По словам Корнелиссена, на его родине в Голландии отношение к татуировкам всегда было довольно либеральным. Однако в других странах – и в том числе в ФРГ – они долгие годы считались отличительным знаком преступников-рецидивистов. Ренессанс тату начался примерно в 80-е годы. Сейчас им посвящают целые выставки. В эти дни в берлинском музее коммуникаций проходит выставка, посвященная искусству татуировок. На экспозиции под названием «Под кожей» представлено 20 портретов, созданных фотохудожником Оли Хеге. Их сопровождают интервью с любителями татуировок, которых опросила психолог Аглая Штирн. «Татуировка прибавила мне уверенности в себе», – считает 27-летняя Мелани, журналистка, пять лет назад сделавшая себе за 3000 евро цветочный рисунок на ягодицах. «Это украшение я никогда не потеряю», – говорит 45-летний торговец Роберт, украсивший себя первой наколкой еще подростком. «На моем теле живут муравьи», – рассказывает 32-летняя дизайнер Анна. Для нее – это символ социального поведения, на которое она хотела бы равняться. Инженер-машиностроитель Оли сделал себе татуировку во всю спину в дань давнему увлечению. 34-летний немец на досуге изучает историю и культуру Полинезии. «Мне нравятся татуированные воины», – сказал он. Между тем, по мнению германской фемиды, нанесение татуировок не считается искусством. Суд в Касселе в этом году признал законным отказ страховой компании для художников в предоставлении услуг дипломированному художнику-графику, владеющему собственным тату-салоном. Признавая, что в этом занятии есть «некоторый элемент творчества», суд отнес его к числу ремесленников, вроде ювелиров и слесарей.
Массовой модой несмываемые рисунки на теле стали относительно недавно. Зато популярность этого увлечения вынуждает беспокоиться и политиков, и врачей. В Германии 41% женщин и 30% мужчин до 25 лет имеют татуировки – таковы результаты масштабного исследования, проведенного недавно университетом Франкфурта-на-Майне. По словам самих татуировщиков, к числу их клиентов принадлежат и байкеры, и банкиры. Как правило, они предпочитают небольшие рисунки на предплечье, спине, груди или икре ноги. Тату стоят в Германии в среднем 50 евро. Цена крупных панно – как минимум 1000 евро.
Желание сделать татуировку люди обычно объясняют жаждой перемен. По данным немецких ученых, татуированных больше среди безработных горожан-атеистов. Тем временем университетские медики из немецкого города Регенсбурга пытаются определить влияние татуировок на здоровье. По словам дерматолога Вольфганга Боймлера, эта тема еще недостаточно изучена врачами. Химические анализы показывают, что для наколок часто используют краски, предназначенные для машин. Известны случаи злокачественных кожных образований на месте тату. В Берлине федеральный институт по расчету рисков заявил недавно об опасности парафенилдиамида, который подмешивают в хну. Этот химикат, делающий краски ярче, способен вызывать аллергические реакции. Министерство по защите прав потребителей готовит законопроект, который регулирует нанесение татуировок. Известны случаи, когда использовались составы, предназначенные для окраски и лакировки автомобилей. Константин Куц, Франкфурт-на-МайнеВзгляд |