Регионы станут больше читатьВ сфере реализации книжной продукции отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа розничных магазинов, объединенных в единую сеть. За счет расширения книготорговых сетей в будущем появится возможность лучше обеспечить книгами те регионы, в которых на текущий момент нет книжных магазинов, а также увеличить количество розничных книготорговых точек в более благополучных регионах.По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2006 году в России насчитывалось 633,5 млн. экземпляров книг и брошюр. При этом в Российской Федерации зарегистрированы 102 268 названия книг. Российский книжный рынок в течение 2000-2006 гг. демонстрировал стабильный рост наименований издаваемой литературы: по данным Российской книжной палаты, в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, этот показатель увеличился более чем на 70%. Источник: данные Московской книжной палаты, Российской книжной палаты, 2007 г. Как и прогнозировалось, в 2006 году была перейдена 100-тысячная отметка по количеству названия книг и брошюр. При этом за прошедший год темпы роста по этому показателю составили 7%.По оценкам аналитиков, емкость российского рынка книжной розницы достигает сегодня 2 млрд долларов. Обьём импорта книжной продукции за 2006 год увеличился на 9%, в Россию было ввезено книжной продукции на $191,9 млн. Источник: Таможенная база, 2005-2006 гг. Лидером по объемам импорта книжной продукции в 2006 году являлась Германия, которая ввезла продукции на $65,0 млн., что составило 33,9% от общего объема импорта. Остальные страны сильно уступают Германии по объемам ввозимой продукции, так на Италию пришлось $14,2 млн. (7,4%), на Великобританию - $14,2 млн. (7,4%) и на Францию - $12,0 млн. (6,3%). По данным ФАМПК, российская полиграфическая промышленность насчитывает в настоящее время порядка 6 000 типографий, из них только 57 государственные. Источник: ФАМПК, 2007 г. Как видно, государственных типографий на рынке практически не осталось. Однако в отдельных сегментах рынка государственные типографии продолжают оставаться системообразующими. Например, в печати черно-белых книг эти предприятия занимают 65% рынка, в печати учебников - 80%, в газетной полиграфии - 40%. Общий объем рынка розничной торговли в РФ в 2006 г. составил 233 млрд. долл. Объем российского рынка розничной торговли по результатам 2005 года составил порядка $200 млрд., что составляет примерно 2% от мирового рынка розничной торговли. По итогам 1 квартала 2006 года, этот показатель составил уже 1 трлн. 638 млн. рублей трлн. рублей, что на 10,2% выше результатов за аналогичный период прошлого года. (Источник: МЭРТ) Темп роста оборота розничной торговли в России в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил порядка 13%. После замедления роста товарооборота в первом полугодии, его рост во втором полугодии 2006 года существенно ускорился. Если в начале года рост не превышал 12%, то уже в июне-декабре составил 13,5-14,8%. Региональная структура оборота розничной торговли РФ продолжает характеризоваться существенной неоднородностью: так, до 50% оборота розничной торговли приходится на 9 субъектов РФ: Москву, Санкт-Петербург, Московскую, Свердловскую, Самарскую, Тюменскую и Ростовскую области, а также Краснодарский край и Республику Башкортостан. Рост оборота розничной торговли заметно ускорился в последнее время. В 2004 г. он достиг 5565,5 млрд. руб. (200,6 млрд. долл.), увеличившись на 12,1% в реальном исчислении. В 2005 г. розничный товарооборот вырос еще на 12,0% до 6934,3 млрд. руб. (243,3 млрд. долл.), что также было более высоким показателем прироста по сравнению с 2002 и 2003 гг. (9,1% и 8,0% соответственно). По прогнозам отраслевых агентств, общий объем рынка розничной торговли в России к 2011 г. увеличится более чем на 70% и превысит 400 млрд долл. На текущий момент в России работает более 800 магазинов, принадлежащих к тем или иным книготорговым сетям. Крупнейшие сети, в свою очередь, принадлежат либо крупным издательствам (ИГ "АСТ", "Эксмо"), либо книготорговым компаниям ("Топ-книга", "ПродаЛитЪ"). Что касается основных игроков рынка розничной торговли, то здесь является компания "ТОП-КНИГА", сеть принадлежащих ей магазинов представлена во всех крупных городах России. Развитая система управления и распределения продукции позволяют проводить рациональную и эффективную политику по расширению сети. А развитие нескольких форматов магазинов, различающихся по площади, ассортименту и ценовой политике, способствует расширению целевой аудитории книжных магазинов. |