15.10.2007

АвтоВАЗ склоняется к FIAT. Компании подписывают меморандум о партнерстве

Борис Алешин - президент группы АвтоВАЗ АвтоВАЗ и автоконцерн FIAT сегодня подпишут меморандум о намерениях стратегического партнерства. Подписать соглашение с FIAT АвтоВАЗ может через несколько месяцев. В отличие от автоконцерна Renault FIAT охотнее идет на уступки в переговорах с АвтоВАЗом, поскольку ему важно преодолеть последствия недавнего кризиса.

Как сообщил Ъ источник, близкий к АвтоВАЗу, сегодня президент группы АвтоВАЗ Борис Алешин встретится с главой FIAT Серджо Маркионне. Они подпишут меморандум о намерениях стратегического партнерства между АвтоВАЗом и FIAT. "Документ не содержит никакой конкретики, он лишь оговаривает их принципиальное согласие рассмотреть партнерство",-- говорит собеседник Ъ. Однако, отмечает он, "теперь возможность того, что партнером АвтоВАЗа станет именно FIAT, возрастает в разы". С другим своим потенциальным партнером -- французским концерном Renault -- АвтоВАЗ ведет переговоры около двух лет, однако подобный меморандум не подписывал. В пресс-службе АвтоВАЗа подтвердили Ъ факт встречи Бориса Алешина с Серджо Маркионне, но отметили, что переговоры с Renault также продолжаются. От дальнейших комментариев на АвтоВАЗе отказались. Российский дистрибутор FIAT ОАО "Северсталь-авто" также отказалось от комментариев, а в головном офисе концерна переговоры с АвтоВАЗом всегда отрицали.

По словам собеседников Ъ, после подписания меморандума АвтоВАЗ и FIAT получат доступ "к внутренней документации друг друга, с которой раньше ознакомиться не имели права". После ее изучения будет принято окончательное решение либо о партнерстве, либо о разводе. Когда именно это произойдет, собеседники Ъ затрудняются предположить.

На прошлой неделе вице-президент по развитию группы АвтоВАЗ Максим Нагайцев уже говорил, что FIAT -- "наиболее выгодный для АвтоВАЗа партнер". "Итальянцы не против, если мы сохраним на новых моделях (созданных с их помощью.-- Ъ) брэнд Lada. Кроме того, у них нет в отношении нас агрессивных планов",-- пояснял топ-менеджер. В этом отличие позиции FIAT от Renault. По словам источников Ъ на заводе, Renault готов поделиться с АвтоВАЗом технологиями только в обмен на контрольный пакет его акций, "который надеется получить рано или поздно". Руководство АвтоВАЗа против этого, поскольку считает, что иностранному партнеру может принадлежать не более блокпакета завода (см. Ъ от 27 сентября).

В июне глава совета директоров АвтоВАЗа, гендиректор ФГУП "Рособоронэкспорт" Сергей Чемезов рассказывал, что АвтоВАЗ обсуждает с FIAT производство автомобилей классов А и В и создание двигательного производства на 1,5 млн штук в год (см. Ъ от 20 июня). Проекты оценивались в $2 млрд. Но в сентябре FIAT договорился о сборке легковых моделей в России с "Северсталь-авто" (см. Ъ от 12 сентября). На АвтоВАЗе утверждали тогда, что это не скажется на возможном партнерстве с FIAT: "Северсталь-авто" планирует собирать не более 50 тыс. машин в год, тогда как АвтоВАЗ -- "несколько сотен тысяч".

По мнению управляющего директора AG Capital Александра Агибалова, для АвтоВАЗа важно то, что FIAT "несколько лет назад пережил глубокий кризис" (его убытки в 2003 году составили почти $3 млрд). "Сейчас, когда FIAT преодолел трудности, ему важно закрепиться на новых рынках, и он готов идти на уступки",-- говорит господин Агибалов. Аналитик ИФД "Капиталъ" Михаил Пак добавляет, что Renault вряд ли устроит блокирующий пакет в АвтоВАЗе. "Модели концерна в конце концов начнут конкурировать с моделями Lada, потому что развести их по разным ценовым сегментам достаточно сложно",-- считает господин Пак. Он уточняет, что модели FIAT не являются прямыми конкурентами машин АвтоВАЗа, плюс итальянский концерн обладает более широкой линейкой коммерческой техники.

Источники Ъ поясняют, что команда "Рособоронэкспорта" думала о партнерстве с FIAT еще в 2005 году, когда только пришла на АвтоВАЗ. Тогда не исключалась даже покупка части акций FIAT Auto (автомобильное подразделение концерна) за $1,5-2 млрд и создание на базе АвтоВАЗа и FIAT единого российского-итальянского автоконсорциума. "FIAT построил АвтоВАЗ в конце 60-х, и эту сделку 'Рособоронэкспорт' думал преподнести как покупку АвтоВАЗом своего же создателя",-- поясняет один собеседников Ъ. Александр Агибалов отмечает, что влияние итальянских властей на FIAT достаточно велико, поэтому создания единого консорциума исключать нельзя.

Дмитрий Ъ-Беликов, Евгений Ъ-Хвостик

КоммерсантЪ