Осмысленный и беспощадный. Реклама БАД спровоцировала самый мощный флешмоб за последние годы- Актуальна вообще всегда проблема заболевания суставов... - Они же есть у всех! Фрагмент программы "Дневной обход" радиостанции "Эхо Москвы" На протяжении многих лет одной из самых распространенных забав в Рунете, помимо подшучивания над всевозможными сайтами знакомств и сообществами эльфов, разглядывания забавных картинок и коллажей с "чумазиком", а также прочих "преведов" и общения в социальных сетях, являются флешмобы. Массовое действо минимальной осмысленности, когда, например, к одной записи в ставшем жертвой флешмоба блоггера публикуются сотни комментариев приблизительно одинакового содержания. Подобные акции происходят в ЖЖ и в других, менее популярных в России блог-сервисах каждую неделю. Но 12 октября был дан старт самой масштабной акции такого рода за последние несколько лет. Началось все с записи в дневнике блоггера brockhurst, рассказавшего своим друзьям историю о том, как его пожилая мать собиралась приобрести некое лекарство за 22 тысячи рублей. Женщина узнала о чудодейственном препарате, который якобы должен избавить ее от проблем с суставами на ближайшие девять лет, из рекламы на радио. О благотворном воздействии на суставы препарата под названием "Гравиколл-21" в эфире рассказывали "очень известные кардиологи с неизвестными фамилиями". Далее brockhurst написал, что по радио сообщили, что цена препарата составляет 38 тысяч рублей, а для пенсионеров предусмотрена специальная цена в 22 тысячи. Блоггер привел результаты своих изысканий, в ходе которых он установил, что в реестре лекарственных средств "Гравиколл-21" не значится и является на самом деле биологически-активной добавкой (БАД) "типа отрубей". Затем brockhurst позвонил по телефону, названному в рекламе "Гравиколла", и начал задавать вопросы оператору о препарате, об основном действующем веществе "Гравиколла" и так далее. Молодость голоса и характер вопросов, по словам блоггера, сотруднику компании, торгующей БАДом, не понравилась, их разговор прервался на обещании "перезвонить". Изложив эти факты, блоггер призвал распространять ссылки на его запись и дать отпор мошенникам, наживающимся на пенсионерах, а также попросил своих читателей звонить компании-продавцу "Гравиколла-21" и мешать им работать. Поначалу, когда эта запись только-только возглавила рейтинги блогов Livejornal.ru и blogs.yandex.ru, казалось, что история с попыткой продать матери brockhurst обычную биологически-активную добавку за огромные деньги окажется очередным флешмобом продолжительностью максимум в один-два дня. Однако запись блоггера вызвала очень широкий и продолжительный отклик среди пользователей Сети. За считанные дни на эту запись появились тысячи ссылок, а комментариев к исходной записи оставили более трех тысяч. На нашей памяти, последний раз такая активность в отечественном сегменте ЖЖ наблюдалась во время выборов президента Украины в 2004 году, когда, кажется, впервые был достигнут лимит в 5000 комментариев к одной записи. Всем по палатамПоиски виноватых были начаты блоггерами немедленно. Первая волна возмущения пришлась, вполне естественно, на компанию-продавца "Гравиколла-21". ЖЖ-сты довели операторов фирмы до невменяемого состояния, в результате чего досталось журналистке "Новой Газеты", которая, позвонив по указанному brockhurst телефону и спросив о составе лекарства, получила в ответ встречный вопрос, касавшийся половой связи журналистки с составом "Гравиколла". А затем настала пора выяснять, жертвой рекламы какой радиостанции чуть было не стала мать автора самой популярной записи в ЖЖ. Варианты блоггерами назывались самые разные: и радио "Маяк", и "Радио России", но в итоге, благодаря сервису "Москва.FM" была обнаружена запись программы "Дневной обход" на "Эхе Москвы", в рамках которой ведущая общалась с ведущим специалистом центра "Фармит" (собственно, продавца "Гравиколла") Палазник Фаиной Борисовной. Фаина Борисовна в рамках медицинской программы на "Эхе" рассказывала о симптомах болезней суставов, о том, как плохо болеть, и о моменте, "когда мы не можем самостоятельно одеться", а также о побочных эффектах обезболивающих. "Гравиколл помогает вне зависимости от возраста и состояния суставов всем", "при артритах... при артрозах... способствует быстрому восстановлению соединительных тканей", "Гравиколл - новая разработка российских ученых, решает причину, а не следствие болезни", "содержит 58 активных компонентов", которые помогают чуть ли не от всей болезней суставов и "улучшают качество внутрисуставной жидкости" и даже снижают болевой синдром, рассказывала специалист "Фармита" о "Гравиколле". "Сегодня в день прямого эфира каждый желающий может приобрести комплекс "Гравиколл" со скидкой в 15 процентов, а дозвонившиеся по горячей линии - 30 процентов...
Запись программы "Эха" стала отличной красной тряпкой, и гнев блоггеров перекинулся на радиостанцию: в Сети появились призывы устроить лавину звонков в рекламную службу "Эха", блог, зарегистрированный на имя главного редактора радиостанции Алексея Венедиктова, забросали гневными комментариями (благо оставлять такие сообщения на сайте самого "Эха" - бесполезно). И это все не считая килобайтов гневных пожеланий в адрес "Эха", на которые и без "Гравиколлов" горазды отечественные блоггеры. Очевидно, что при сравнении исходной записи brockhurst и записи программы "Эха" становится понятно, что мать блоггера услышала рекламу "Гравиколла" на другой радиостанции (такой вывод можно сделать исходя из того, что гость программы был представлен не как кардиолог, да и о скидках для пенсионеров речи не было). Однако это не помешало ЖЖ-стам устроить масштабную кампанию против "Эха" и методов работы его рекламной службы. Это не ЗАГС!
В считанные часы после того, как запись brockhurst возглавила рейтинги популярности, в Сети появилось сразу два сообщества, посвященных борьбе с "мошенниками" от медицины. Кроме того, несколько пользователей ЖЖ опубликовали подробные инструкции по борьбе с компанией Фармит. В числе их указывалось размещение телефона фирмы на сайтах объявлений под видом службы эскорта, а также заказы препарата по несуществующим адресам, либо по адресам режимных объектов. И это не считая обычного телефонного хулиганства: позвонил, признался в искренней ненависти и бросил трубку. Дурной пример, как известно, заразителен. Сегодня мы тоже решили набрать заветный номер, указанный в тысячах записей в ЖЖ. Нашего корреспондента поприветствовал усталый женский голос. Девушка не представилась и не сказала, куда он дозвонился. На вопрос корреспондента о том, действительно ли это консультационный центр "Фармит", ему с напряжением в голосе ответили,
Вместо КтулхуНе остался в стороне от конфликта и президент России, Владимир Путин. Начало приема вопросов к ближайшей телеконференции Путина совпало с пиком популярности борьбы с "Гравиколлом-21" и "Эхом Москвы", и блоггеры решили не упустить возможности устроить флешмоб и для президента. В прошлом году, если помните, Рунет развлекался с интернет-конференцией Путина на "Яндексе", задавая ему вопросы про Ктулху, поцелуй мальчика в живот и то, как пропатчить KDE под FreeBSD. Сегодня же президента спрашивают о включении "Гравиколла-21" в потребительскую корзину россиян. Увидеть, сколько именно раз Путину задали подобный вопрос, пока нельзя, но судя по количеству отзывов к записи с подобным призывом, про "Гравиколл" президента спросили многие. Обратит ли Путин и его пресс-служба внимание на "Гравиколл"? Ответ вы и так знаете.
РезультатУдивительно, но факт: банальным хулиганством, обвинениями в адрес "Эха" и флешмобом с Путиным эта история не ограничилась. "БАДовый" флешмоб стал одним из немногих (не считая случая с ЦУМом), приведшим к действиям со стороны официальных лиц. В понедельник, 15 октября, стало известно, что на скандал вокруг "Гравиколла" обратила внимание Федеральная антимонопольная служба, которая проверит рекламу этой пищевой добавки, рекламируемой как средство от болезней суставов, на соответствие закону о рекламе. Будьте здоровы. LENTA.RU |
||||