Российские избиратели впали в стабильность и теряют интерес к политикеВсероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) презентовал вчера результаты проведенного по заказу Центризбиркома исследования политической активности россиян. Согласно его итогам, россияне стали меньше интересоваться политикой, а многие до сих пор не знают о предстоящих выборах в Госдуму. Впрочем, первый факт социологи считают признаком "выхода из эпохи потрясений", а второй, по их мнению, может изменить участие в думской кампании Владимира Путина. Главной "новостью" исследования (опрос 3 тыс. человек методом интервью на дому проводился 17-27 сентября в 46 субъектах СФ; статистическая погрешность не превышает 1,8%), по мнению главы ВЦИОМа Валерия Федорова, является то, что россияне не хотят никаких революций: "ни социалистических, ни либеральных". "Россияне меньше стали интересоваться политикой -- это говорит о том, что общество вышло из эпохи потрясений и наступила стабильность,-- уверен он.-- Если общество проявляет большой интерес к политике, значит, в стране революционная ситуация". В то же время, хотя 60% россиян политика не интересна, в обществе существует "высокий левый запрос", который господин Федоров объясняет тем, что наибольшую политическую активность проявляют пенсионеры. При этом 7% опрошенных, отвечая на вопрос о причинах неучастия в политической жизни, говорят, что "президент сам все решит". Не способствует повышению политической активности и отношение россиян к выборам. Так, отвечая на вопрос "Насколько честно обычно проходят кампании по выборам в различные органы власти?", местные и региональные выборы посчитали честными соответственно 34 и 35% респондентов. Немногим лучше дело обстоит с выборами в Госдуму (39%), зато в честности президентских выборов уверены 57% опрошенных. "Парадокс: чем ближе власть к народу, тем меньше народ ей верит",-- резюмировал господин Федоров. Кроме того, опрос свидетельствует о невысокой пока эффективности проводимой ЦИКом кампании по информированию населения о выборах. Если в мае этого года о предстоящих думских выборах знали 30% опрошенных, то в сентябре -- всего на 7% больше. "21% опрошенных даже две недели назад, несмотря на старт избирательной кампании, еще не знали, что скоро пройдут выборы",-- посетовал глава ВЦИОМа. Пожалуй, единственным поводом для оптимизма ЦИКа можно считать ответ на вопрос: "Если бы выборы в Госдуму состоялись в ближайшее воскресенье, приняли бы вы в них участие?" По 33% получили ответы "точно приму" и "скорее приму". "Получается 66%, но декларируемая явка не всегда совпадает с реальной",-- отметил господин Федоров. При этом он подчеркнул, что опрос проводился еще до того, как Владимир Путин объявил о том, что возглавит список "Единой России", и россияне "были лишены мощного аргумента в пользу участия в выборах". Организаторы выборов объясняют слабую информированность избирателей объективными трудностями. Так, по словам главы Российского центра обучения избирательным технологиям (РЦОИТ) при ЦИКе Александра Иванченко, программой информационно-разъяснительной деятельности в период федеральных выборов 2007-2008 годов на четвертый квартал 2007 года предусмотрено выделение лишь 16 млн руб. В эту сумму включены расходы на изготовление образцов роликов и агитпродукции, призывающей избирателей прийти на участки. По словам господина Иванченко, региональным избиркомам даже рекомендовано подавать заявки в региональные комиссии по социальной рекламе: если они признают агитпродукцию ЦИКа социальной, то она проходит по отдельной квоте и не включается в рекламный бюджет Центризбиркома. В связи с этим глава РЦОИТ не исключает, что перед следующими выборами все призывы голосовать, исходящие от избиркомов, будут признаны социальной рекламой, что поможет эффективнее зазывать избирателей на участки. Мария-Луиза Ъ-Тирмастэ, Ирина Ъ-НагорныхКоммерсантЪ |