23.10.2007

Запах денег от Марии Шараповой

В прошлом сезоне дела у нашей теннисной примы Марии Шараповой не складывались. Россиянка заработала на корте жалкие 3,8 млн долларов. Однако это не помешало нашей теннисной диве занять почетное 55-е место в списке самых богатых знаменитостей мира журнала «Форбс» с суммарным доходом 23 млн долларов. Откуда у нашей Маши взялись еще 20 «лимонов»? Ответ очевиден – реклама.

Быть спонсором – дело накладное. А если спонсировать таких звезд, как Шарапова, накладно вдвойне. К примеру, 3 года партнерства с российской теннисной примой стоили «мобильному» гиганту Motorola 5 млн долларов. На такую же сумму пришлось раскошелиться производителю парфюмерии и косметики Parlux Fragrances. Но при этом в Parlux пошли дальше Motorola. Как известно, в модельном ряду Motorola нет телефона «звуки и вибрации Марии Шараповой» или «приложись ухом к мембране Шараповой». А вот Parlux еще в 2005 году сварганила именные духи «Запах Марии Шараповой».

Идет товар на ура, удовольствие понюхать, как благоухает Шарапова на корте, обойдется всего-то в 25 долл. за флакон чудодейственных феромонов. Prince платит Шараповой миллион в год только за то, что Мария играет ракетками этой фирмы, ну а общая сумма контракта, по неофициальным данным, составляет 25 млн. Деньги эти выброшены не на ветер, очень многим теннисисткам хочется играть, как Шарапова, поэтому и ракетку они покупают, как у Шараповой. И кого интересует, что Маша лупит по мячику вовсе не той моделью ракетки, что продается в магазине с ее светлым ликом на струнах, – вес, длина и баланс у орудия труда Марии несколько иные, хотя базовая модель та же. Что ж, и за это спасибо, ведь некоторые теннисисты, такие, к примеру, как наш Марат Сафин, играют вовсе не теми моделями, под которые они покрашены.

Но вернемся к нашей Маше. У автоконцерна Ford удельного веса на международном рынке побольше, чем у Prince. Поэтому и сумма прописью в контракте солиднее – 3 млн в год. При этом МотоМарию лицом и буфером своей компании Ford сделал только в Америке при рекламе автомобилей марки Land Rover (поэтому обтекаемыми формами в роликах насладиться можно только за океаном).

Бренд Canon звучит гордо, но до Ford пока не дотягивает, поэтому платит скромнее. В прошлом году Маша навечно запечатлела своего шпица Дольче фотоаппаратом Canon за пустячную сумму в 2 млн. Ну а за три года собачьих фотосессий Дольче нагреет лапки на 6 млн.

На корте Мария Шарапова «порет» своих противниц со строгостью и механической безотказностью швейцарских часов. В TAG Heuer эти достоинства Маши оценили еще в 3 «лимона» за три года.

Красота бесценна, кто будет с этим спорить? Чего хотя бы стоит одна улыбка Марии Шараповой! Хотя постойте… Не знаю, спасет ли мир Машина красота, но ее эквивалент в твердой (хотя сейчас, скорее, шаткой) американской валюте назову – стандартные два «лимона» от Colgate-Palmolive в год.

Спорт-гигант Nike денег на своих звезд не жалел никогда. В следующем году концерн готов потратить на контракты с популярными спортсменами и спортивными командами беспрецедентную сумму - более 476,5 млн долл. По прогнозам аналитиков, вложенные деньги себя оправдают, позволив поднять планку продаж товаров на 7,6% - до 16,1 млрд долл. в год. Заинтересован Nike и в российском рынке, на котором он пока несколько уступает своему заклятому другу Adidas.  

Серена Уильямс в 2003-м обошлась найковцам в 55 млн за 8 лет. Сумма сделки с американо-русской Шараповой не разглашается, но она уж точно не меньше (по слухам – примерно 60 млн). Занявшись на досуге элементарной арифметикой, можно высчитать, что с Nikе Маша «имеет» около 7 млн в год.

Раньше сок Tropicana обожала Анастасия Мыскина. Именно она шарашила ракеткой по апельсинам по обвороженным и перепуганным телезрителям. Сейчас травмированная Настя пробует силы в фигурном катании и футболе, но свято-доходно место пусто не бывает. Финансовые детали сделки Марии с живительной водой от PepsiCo не разглашаются, но речь на 90% идет о сумме в 2 млн долл.

Я очень сомневаюсь, что «Tropicana – любимый сок Шараповой», но кто из нас за такие «бабки» откажется признаться в любви хоть к прибалтийским шпротам, пусть даже и с кривой улыбкой от Colgate?  

В чем же причина бешеной популярности Шараповой на рынке продукции? Эффектная внешность, длинные ноги, греющие сердца мужчин всей планеты истошные стоны и история превращения Золушки в принцессу – все это внесло свою скромную лепту в  светлый имидж Марии. По оценкам Forbes в общем рейтинге знаменитостей, который учитывает не только доходы по рекламным контрактам, но и такие показатели, как частота упоминания в печати, на телевидении и в интернете, Шарапова находится на почетном 51-м месте, заметно превосходя всех других профессиональных спортсменок (если к таковым, конечно, не относить Мадонну и Анджелину Джоли) и проигрывая только одному теннисисту – Роджеру Федереру (38-е место).

Но швейцарцу для того, чтобы достичь такой популярности, пришлось выиграть 12 турниров Большого Шлема, в то время как Марии – на 10 меньше…

Первая ракетка мира в мужском рейтинге зарабатывает на рекламе тоже неплохо. И даже, о чудо, суммарно с теннисными призовыми больше Шараповой – 28 млн долл. В числе наиболее известных финансовых почитателей Федерера тот же Nike, не нуждающийся в описании Gillette, компания Wilson, ракетками которой Роджер поклялся играть до гробовой доски, ну и, конечно же, производитель фольклорных, как 600-й Mercedes, и примерно столько же стоящих часов Rolex. Кстати, для того, чтобы стать «циферблатом» самых-самых швейцарских часов, Федерер разорвал пятилетний рекламный контракт с другой популярной фирмой - Maurice Lacroix. Впрочем, неустойку, разумеется, оплатил не Роджер, а менеджмент Rolex.

Часы этой марки, к слову, рекламирует и один наш теннисист, которому Rolex по духу также близок, как Mc`Donalds Америке. Не сомневаюсь, вы уже догадались, что речь идет о Марате Сафине. В лучшие времена рекламный 20-миллионный контракт с Маратом планировал заключить автогигант Daimler-Chrysler. Но, увы, Сафин в те времена был накрепко повязан с такими народными марками, как Smirnoff и Nemiroff, которые он рекламировал совершенно бесплатно и практически на каждом углу. Не удивительно, что подарочный Mercedes наш Марат в скором времени намотал на дорожный столб. В бесплатном ремонте представители Daimler-Chrysler нашему теннисисту подло отказали, что повергло Сафина в праведный гнев и ступор. Контракт сорвался.

Впрочем, Adidas и Head, с которыми у россиянина долгосрочные контракты, Марату платят исправно и неплохо. Причем, чтобы получать с Head максимальные деньги, Сафин даже перекрашивает свою старенькую модель ракетки, выпущенную еще в конце прошлого века, в цвета моделей новых (Пит Сампрас, к примеру, это делать отказывался, чем Wilson был крайне недоволен).

Ракетками Head играет и Михаил Южный. А с Роджером Федерером нашего Мишу роднит то, что оба они пользуются станками Gillette. Небесплатно, разумеется. Ролик с лучезарно бреющимся новинкой от этой американской компании Федерером можно увидеть и на европейском, и на американском телевидении. Денег на рекламные акции Gillette традиционно не жалеет. В мировом «туре» в поддержку нового станка, помимо Федерера, приняли участие суперзвезда гольфа Тайгер Вудс и небезызвестный французский футболист Тьерри Анри.

В России все поскромнее, пока Южный бреется не в телевизоре, а всего лишь на презентациях у переносного рукомойника. Масштаб, конечно, не тот, но и Южный пока не Бекхэм. В соответствие с этим – и гонорар поменьше.

Впрочем, для того, чтобы заключать выгодные рекламные контракты не обязательно быть действующим теннисистом. Вполне достаточно оставаться Анной Курниковой. Свой последний официальный матч Аня провела еще в 2003 году. Однако это ничуть не мешает идейной предшественнице Шараповой ставить свою милую подпись под спонсорскими соглашениями и по сей день. Так, в феврале нынешнего года Курникова стала лицом и фигурой компании по выпуску спортивной одежды K-Swiss.

Рекламная кампания этой американской фирмы проходит довольно скромно, до скандально-агрессивного слогана «в нашем бюстгальтере ваши груди не будут прыгать, как теннисные мячики», под которым Анна некоторое время назад рекламировала нижнее белье, дело не дошло. Но разве важен лозунг, если полон кошелек?..


Даниил Хоптенко

www.prs.ru