Живьем – надежней. Россияне пока неохотно делают покупки в ИнтернетеФонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал результаты социологического опроса о финансовом поведении жителей России в интернет-пространстве. Хотя аудитория Рунета стабильно растет (сегодня в Сети ежедневно бывают около 12 млн. человек), покупать товары и оплачивать услуги решаются лишь 15% из них. Основными недостатками интернет-рынка респонденты ФОМ называют высокую комиссию за ввод и вывод денег, юридическую незащищенность, ограниченный перечень предложений и долгое ожидание купленной вещи. На виртуальный рынок наши сограждане ходят неохотно. К такому выводу пришли эксперты ФОМ, проведя в течение последнего полугодия два социологических опроса. В них приняли участие 6 тыс. человек из 200 населенных пунктов. Как выяснилось, больше половины пользователей российского Интернета ищут в Сети информацию о товарах и услугах. Но делают это скорее из любопытства. Доверие к системе оплаты через Интернет невелико. Лишь 28% пользователей считают ее надежной и безопасной, 45% придерживаются противоположного мнения, а остальные (целых 27%) не могут оценить степень безопасности онлайн-платежей. Доля пользователей, хотя бы раз приобретавших какие-либо товары или плативших за различные услуги при помощи Интернета, – 15% (конечно, это средняя цифра – в мегаполисах показатель вдвое, а то и втрое выше). Социологи попросили их рассказать, что они покупали и за что платили. Самые популярные виды платежей – за цифровую и бытовую технику и одежду (31%), скачивание музыки и видео (31%), пользование мобильным телефоном (30%) и собственно Интернетом (29%). 16% посещают сетевые книжные магазины. Еще меньше – по 10% – тех, кто предпочитают пользоваться Сетью для покупки билетов на поезд или самолет, на концерт или спектакль. 9% заказывают подарки и цветы. И всего по 3% приобретают продукты и лекарства. Подытожив свои исследования, сотрудники ФОМ провели онлайн-дискуссию, участникам которой предложили высказаться о достоинствах и недостатках интернет-денег. Их плюсами названы анонимность и оперативность платежа. Кроме того, виртуальные покупатели, по их признаниям, «избавлены от хамства продавцов». Что касается минусов, участники онлайн-дискуссии сетуют на высокую комиссию за ввод и вывод денег, свою юридическую незащищенность, ограниченный перечень товаров и долгое ожидание покупки, не говоря уж о том, что нет возможности купить что бы то ни было за рубежом. Главный же ответ на вопрос, отчего виртуальные услуги пока не пользуются в России большим спросом – наша закоренелая привычка хорошенько разглядеть, ощупать и обнюхать вещь, прежде чем купить. Да и «живые» деньги нам привычнее, чем пластиковая карточка. По словам одного из участников исследования ФОМ, «как только деньги перетекают из кармана в электронный кошелек, они перестают быть деньгами».// МИХАИЛ ПОЗДНЯЕВНовые Известия |