25.10.2007

Охота на «Газелей». С улиц российских мегаполисов исчезают маршрутки старого образца

Вчера губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко заявила, что в скором времени из города на Неве должны исчезнуть все «Газели». Претензии к безопасности знаменитых маршруток предъявляют пассажиры по всей России. Власти целого ряда регионов уже начали вытеснять «Газели» с улиц своих городов.

Региональные власти снова подняли вопрос о необходимости отказа от маршруток марки «Газель». Вчера утром в Екатеринбурге несколько человек чуть не погибли по дороге на работу. Они чудом успели самостоятельно выбраться из загоревшейся «Газели». Причиной пожара стало замыкание электропроводки в автомобиле. Власти Екатеринбурга уже заявили, что маршрутки «Газель» должны исчезнуть с улиц города. Первые шаги к этому уже сделаны. Городская дума утвердила новые налоговые ставки. Для владельцев «Газелей» коэффициент останется равным 1, а для владельцев больших автобусов, где больше 20 посадочных мест, он снизится до 0,8.

Против знаменитой маршрутки выступила вчера и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. На заседании правительства города она даже назвала их «ведрами с гвоздями». Упорядочение маршрутных перевозок в городе на Неве началось два года тому назад. Именно тогда городской комитет по транспорту провел первый конкурс на право транспортных компаний перевозить пассажиров по коммерческим маршрутам. По мнению автовладельцев, тот памятный конкурс стал первым шагом к негласному выдавливанию «Газелей» с улиц Петербурга, так как победителями оказались частные компании, владеющие импортными мини-автобусами либо «пазиками».

О необходимости отказаться от «Газелей» уже заявили мэры Екатеринбурга, Сургута, Новосибирска, Барнаула и Перми. Активно исчезают маршрутки этой марки и с московских улиц. «Доля коммерческих перевозок у нас сейчас составляет всего 10–15%, – рассказала «НИ» пресс-секретарь департамента транспорта и связи столицы Ольга Проценко. – Заставлять частные компании менять парк машин мы не можем, но они сами понимают, что это в их же интересах. Конкуренция растет, а пассажиры предпочитают комфортный и безопасный транспорт». В большинстве компаний обновление автопарка – сейчас одна из главных задач. «Газели» мы больше не закупаем, а имеющиеся стараемся заменять на Ford и Мercedes, – рассказала «НИ» сотрудник службы по связям с общественностью компании «Автолайн» Наталья Городович. – «Импортные машины занимают у нас сейчас 70% парка».

Меняют «Газели» на иномарки даже в Нижнем Новгороде, где располагается завод ГАЗ. Правда, замена идет там медленно. Чиновники частных перевозчиков не подгоняют. «Цена проезда на маршрутке у нас 9 рублей, тогда как в Москве 20, – пояснил «НИ» директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Владимир Грибов. – Если перевозчики начнут резко менять парк – цены значительно поднимутся. Иначе покупка иномарки не окупиться. О «Газелях» сейчас много говорят и, конечно, они уступают по комфорту и уровню безопасности микроавтобусам Ford. Но следует учитывать, что наши машины прошли госкомиссию и приняты в эксплуатацию. Проблема не в «Газели» как таковой, а прежде всего, в низкой квалификации водителей. Чтобы сесть за руль общественного транспорта, нужно всего лишь пройти двухмесячную подготовку в автошколе. Для сравнения в советское время будущий водитель год проходил стажировку с наставником. Поэтому сейчас только заменой парка проблему безопасности общественного транспорта не решить. Те же водители сядут за иномарки, а довести до плачевного состояния можно любой автомобиль».// НИНА ВАЖДАЕВА

Новые Известия