25.10.2007

"Вестер" сдувает с московского рынка. Региональным ритейлерам не хватает денег на развитие

Калининградский ритейлер "Вестер" выставил на продажу все свои московские магазины. Предложения уже направлены федеральным сетям, в частности Х5 Retail Group, "Седьмому континенту" и "Копейке". "Вестер" вышел на московский рынок чуть больше года назад и рассчитывал открыть здесь не менее 15 супермаркетов, но недостаток финансирования заставил компанию изменить свои планы. Кризис ликвидности корректирует правила игры на рынке розничной торговли.

О том, что "Вестер" выставил на продажу московские магазины сети, Ъ рассказал председатель совета директоров ГК "Вестер" Олег Болычев. Глава московского представительства "Вестер" Александр Савин уточнил, что сейчас в Москве работает четыре "Вестера", еще столько же скоро будут готовы к открытию. Общая площадь восьми объектов (все они находятся в аренде), по словам господина Савина, составляет 14 тыс. кв. м.

Александр Савин говорит, что "Вестер" уже направил коммерческие предложения в Х5 Retail Group, "Копейку", "Седьмой континент". Источник в "Седьмом континенте" уточнил, что "Вестер" предложил обменять часть московских магазинов на гипермаркет "Семерки" в Калининграде. По его словам, пока никаких решений относительно этой сделки нет. Президент "Копейки" Сергей Солодов рассказал, что вел переговоры с представителями "Вестера", но сейчас его это предложение "не интересует".

Группа компаний "Вестер" управляет более чем 180 магазинами в 15 российских регионах, а также в Белоруссии и Казахстане. Продуктовая сеть насчитывает около 35 магазинов под брэндами "Вестер-гипер", "Вестер-универсам", "Вестер-супермаркет" и "Сосед". Оборот группы в 2006 году -- $360 млн, продуктовой сети -- $190 млн. Основные владельцы -- гендиректор Олег Болычев и министр инфраструктуры Калининграда Александр Рольбинов (его акции находятся в доверительном управлении у господина Болычева).

Олег Болычев оценивает весь московский бизнес сети в $35 млн. На эти деньги он рассчитывает отрыть четыре гипермаркета в регионах. Однако директор департамента корпоративных финансов МДМ-банка Олег Сеньков дает гораздо более скромную оценку -- несколько миллионов долларов. "Четыре магазина еще не открыты, поэтому будут выкупаться только права аренды,-- объясняет господин Сеньков.-- В уже работающих магазинах можно оценивать только оборудование, товарные остатки и ремонт". Господин Болычев признает, что решение продать московский дивизион "отчасти продиктовано неблагоприятной ситуацией на финансовом рынке": кризис ликвидности значительно снизил возможности компании по привлечению финансирования, и развивать сеть в Москве стало экономически невыгодно. "Многие договоры с банками, которые были на стадии подписания, так и не заключены",-- добавляет он. Весной этого года Москоммерцбанк должен был предоставить "Вестеру" кредит на $350 млн и получить до 5% акций сети. Но пока банк выдал "Вестеру" только два кредита на общую сумму $33 млн.

Несколько лет подряд банки охотно кредитовали ритейловый бизнес. "Даже у ритейлеров со сравнительно небольшим объемом бизнеса сейчас долговые коэффициенты выглядят достаточно агрессивно",-- отмечает начальник отдела организации облигационных займов Райффайзенбанка Олег Гордиенко. Например, соотношение долг/EBITDA башкирской сети "Матрица" по итогам 2006 года равно 10, у сети "Гроссмарт" (входит в холдинг "Марта") -- на уровне 6. "Для быстрорастущей компании этот коэффициент можно поддерживать на уровне 4 либо чуть выше",-- говорит господин Гордиенко.

Олег Гордиенко также замечает, что сейчас банки более тщательно выбирают заемщиков. "Банкиры стараются выбирать заемщиков с меньшей долговой нагрузкой и предпочитают работать с крупными сетями. Но ставки по кредитам все равно растут",-- соглашается управляющий директор департамента операций на рынке капитала Банка Москвы Денис Гаевский.

Управляющий директор Renova Capital Олег Царьков говорит, что кризис ликвидности в первую очередь ограничил возможности для развития региональных ритейлеров. Поэтому, по его мнению, "во время кризиса предложений о покупке региональных сетей стало заметно больше". Впрочем, такие последствия кризиса совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий называет положительными. "Сейчас предложение по земельным участкам, региональным сетям для поглощений значительно превышает спрос на них. Федеральные игроки наконец-то получили возможность выбирать, а не скупать все активы подряд по неадекватно высоким ценам",-- радуется он.

Кристина Ъ-Бусько, Юлия Ъ-Чайкина

КоммерсантЪ