25.10.2007

Смотришь в книгу, видишь…За несколько месяцев в России выявлены 16 экстремистских изданий, которые нельзя ни читать, ни распространять

Книги В России опубликован список экстремистской литературы. За четыре последних месяца Федеральная регистрационная служба запретила 16 изданий. В перечень попали брошюры, изданные в Астраханской, Кировской, Ульяновской областях, печатные материалы из региональной прессы и национал-социалистические журналы. Авторы с постановлением суда не согласны.

Федеральная регистрационная служба предоставила список литературы, которая официально признана запрещенной российским судом.

«Список планировалось публиковать два раза в год, но в последнее время число экстремистской литературы увеличилось в несколько раз»

16 названных изданий, среди которых значатся книга «Сквозь призму ислама», брошюры «Русское государство», «Каббала», «Каббала-2», «Правда о происхождении Иисуса Христа и Девы Марии», «Русский народ и Конституция РФ», «Это должен знать русский», «Церберы свободы», журнал «Вихрь», национал-социалистическое издание «Вятка» №1», нельзя ни печатать, ни продавать, ни читать, ни хранить. В противном случае это будет нарушением закона.

Распространение запрещенной литературы приравнено к разжиганию межнациональной розни, за которое по статье 282 УК РФ можно получить до 5 лет лишения свободы.

В опубликованном документе названо не только само издание, но и его автор и издатель. В обязательном порядке в списке назван суд, который принял решение о запрете книги.

Список экстремистских произведений публикуется не первый раз. В прошлый, июльский, перечень вошли 14 печатных, аудио- и видеоматериалов, признанных судом экстремистскими и разжигающими межнациональную рознь.

«Мы публикуем списки на основании судебных решений, постановлений ФСБ, генпрокуратуры и милиции», – рассказала газете ВЗГЛЯД официальный представитель Федеральной регистрационной службы Любовь Михайлова.

«Первоначально мы планировали публиковать список два раза в год. Но поскольку в последнее время число экстремистской литературы увеличилось в несколько раз, по всей видимости, список будет предоставляться гораздо чаще», – отметила Михайлова.

Основу последнего «запретного списка» составляют брошюры, изданные в Астраханской, Кировской, Ульяновской областях, печатные материалы из региональной прессы, национал-социалистический журнал, материалы, помещенные на одном из сибирских сайтов. Решения по их запрету принимались местными районными судами.

Так, судебные разбирательства по делу Алексея Добровольского, который является автором запрещенных произведений «Язычество: закат и рассвет» и «Сарынь на кичку!» велись на протяжении нескольких лет. Подсудимый своей вины так и не признал.

«В работе «Язычество: закат и рассвет» (стр. 39) я пишу: «Национализм – это воля нации к самоутверждению». Из этих слов ясно следует, что я не пропагандирую исключительного превосходства русской нации над всеми другими.

Фраза: «Другие страны созданы для тех, кому быть русским не под силу!» – инкриминируемая мне как унижение национального достоинства других народов, означает то, что русский народ вынес за свою историю столько вражеских нашествий, гражданских войн и потрясений, сколько не смог бы вынести ни один другой народ», – рассказал на одном из судебных заседаний Добровольский.

Издатель брошюр Добровольского Валерий Пономарев, оформивший заказы в типографии «Дом печати «Вятка», неоднократно сообщал, что поддерживает идеи Добровольского и не считает их экстремистскими.

С «черной литературой» активно борются и в Москве. В среду Нагатинский суд признал экстремистскими аудиозаписи отдельных музыкальных произведений и текстов песен группы «Циклон Б».

Как сообщили в прокуратуре, «в соответствии с заключением медико-психологической экспертизы в текстах группы содержатся унизительные характеристики и негативные установки в отношении представителей различных национальностей и социальных групп, выражаются угрозы и прямые призывы к насильственным действиям против указанных лиц». В список попали 12 композиций.

При этом, поскольку сама группа уже не существует, одной из сторон по делу выступила организация, выпускающая и распространяющая аудиозаписи – компания «А и Б техник».

Екатерина Фролова

Взгляд