Инфляция завоевала доверие населения. 82% граждан России озабочены ростом ценВсплеск инфляции в сентябре--октябре 2007 года, ожидают социологи, чрезвычайно отчетливо осознается населением России и может иметь существенные социальные последствия. По данным ВЦИОМ, в октябре число граждан, склонных оценивать инфляцию в России как "высокую", выросло с 52 до 82%. Несмотря на большее влияние происходящего на малообеспеченные слои населения, мнение об инфляционной угрозе разделяется в том числе и теми, кто мало замечает ее в собственном бюджете. Вчера Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о том, как россияне оценивают инфляцию в России. Согласно опросу, который был проведен 20-21 октября 2007 года, 82% опрошенных оценили инфляцию за последние месяц-два как "очень высокую". Еще в июле так считали 52% опрошенных. С 35 до 13% сократилась доля респондентов, считающих рост цен умеренным, незначительным рост цен стал уже для 1% (летом -- 7%). При этом 38% заявили, что цены на продукты, которые они обычно покупают, повысились на 20-25%. Еще 32% уверены, что цены возросли как минимум вдвое и больше. На фоне летних ответов, когда респонденты отмечали рост цен в среднем на 10-15%, увеличение крайне значительное. Заместитель руководителя Центра проблем доходов и социальной защиты населения ВЦУЖ Алефтина Гулюгина отмечает, что цены на продукты с апреля выросли "на 50%" и темпы роста были гораздо выше, чем в 2006 году. "Мы ждали сезонного снижения в третьем квартале, но его не произошло. Растущая инфляция ударила прежде всего по малообеспеченным группам, пенсионерам",-- говорит она. "Повышение цен серьезно могло ударить только по низкодоходным слоям населения",-- соглашается главный экономист Центра развития Валерий Миронов. Впрочем, в Центре развития отмечают и социологический аспект происходящего -- "моду говорить об инфляции и жаловаться на нее". "На фоне общего фона разговоров люди поверили, что цены растут. К обеспеченным слоям населения показатели можно применять лишь с долей скепсиса",-- говорит Валерий Миронов (о расчетах МЭРТом инфляции для доходных страт см. рубрику "Мониторинг"). По данным опроса ВЦИОМ, только 5% респондентов тратят на питание менее четверти семейного бюджета. У 29% опрошенных на еду уходит половина доходов, а у 60% -- свыше половины семейного дохода, в том числе у 18% -- почти все доходы (75% и более). Согласно опросу, 52% респондентов намерены ограничить траты на продукты питания. Треть опрошенных отмечают, что рост цен на продукты нанесет урон семейному бюджету, но не отразится на качестве питания. В Москве и Санкт-Петербурге доля тех, кто собирается ограничить свой рацион, составляет 30%, в городах -- 46-50%, в селах -- 57-60%. Психологический эффект инфляционного всплеска оценивается как чрезвычайно высокий. "У народа волосы дыбом встают от такого роста цен",-- говорит аналитик "Левада-центра" Александр Голов. "Даже те, кого инфляция не коснулась, уже смогли почувствовать ее приближение",-- уверен он. Президент фонда "Общественное мнение" Александр Ослон уверен, что "инфляция коснулась почти всех, в том числе и среднего класса", и полагает, что осенний всплеск инфляции может отразиться на самооценке последнего. "Процесс вхождения в средний класс готовых туда трансформироваться приостановился",-- категоричен Владимир Петухов, завотделом Института социологии РАН. Он отмечает в качестве важной составляющей восприятия инфляции ее неожиданность. Отметим, масштабы инфляционного всплеска пока далеки от того, чтобы считать рост цен не только "гиперинфляционным" (этот термин мог бы быть применим лишь к условиям 1992 года), но даже "галопирующим". Дарья Ъ-НиколаеваКоммерсантЪ |