"Копейка" пытается беречь рубль Продажа стратегическому инвестору может вернуть сети прежние темпы ростаВ ноябре акционер розничной сети "Копейка" ФК "Уралсиб" должен утвердить долгосрочную стратегию развития и ознакомить партнеров компании и аналитиков с планами на ближайшие пять лет. При этом представители "Уралсиба" утверждают, что не собираются продавать "Копейку". Между тем сами эксперты считают, что это был бы неплохой способ вернуть сети былую славу.Розничная сеть "Копейка", как и большинство российских ритейлеров, обязана своим возникновением оптовому бизнесу. В 1993 году три предпринимателя Александр Самонов, Сергей Ломакин и Артем Хачатурян организовали фирму Кофейная торговая компания (КТК), специализировавшуюся на поставках импортных товаров. Дела шли неплохо - к 1997 году ее оборот достиг уже около $200 млн. Однако партнеры решили диверсифицировать бизнес и занялись разработкой розничного проекта. Ставку сделали на продовольственную торговлю, за основу взяли стандарты западных сетей эконом-класса, таких как Aldi и Lidl. Можно сказать, что именно им принадлежит первенство в создании в России формата дискаунтера - первый универсам под брэндом "Копейка" открылся в Москве весной 1998 года. Инвестиции в покупку небольшого магазина в спальном районе на северо-западе столицы составили около $350 тыс. После кризиса 1998-го учредители КТК решили сосредоточиться на рознице. Во второй половине 1998 года под будущую сеть было выкуплено еще шесть торговых объектов. Через несколько лет стало очевидно, что концепция себя вполне оправдывает. По итогам 2000 года выручка сети из 16 магазинов выросла на 43% и составила около $60 млн против $25 млн в 1999-м. Следующий 2001-й компания закончила уже с 28 магазинами и выручкой около $118 млн. Через год оборот сети, насчитывающей 35 точек, составил $182 млн. В 2003-м число магазинов выросло до 46, оборот - до $265 млн. Нефтяной потокБизнес с такими привлекательными темпами роста не мог не заинтересовать крупных инвесторов. Уже в 2002 году к динамично развивающейся "Копейке" проявили интерес сразу несколько финансовых и сырьевых компаний.В привлечении средств были заинтересованы и основатели сети. Самым заманчивым оказалось предложение ЮКОСа. У компании были планы по созданию сети мини-маркетов при собственныхавтозаправочных станциях, но не хватало профессиональной команды менеджеров. В феврале 2002 года ЮКОС объявила о покупке 50,5% "Копейки", оставшийся пакет остался за основателями сети. Правда, ЮКОС недолго оставался ее акционером. По слухам, партнеры разошлись в стратегическом понимании развития бизнеса. Проект мини-маркетов при АЗС не получил развития, и в августе нефтяники решили выйти из розничного бизнеса. На их долю довольно быстро нашелся покупатель: в октябре совладельцем "Копейки" стала связанная с ЛУКОЙЛом финансовая корпорация "НИКойл" (сейчас ФК "Уралсиб"). Новый акционер заплатил за 50% сети уже $60 млн. Оставшиеся 0,5% выкупили ее основатели. В итоге у Самонова осталось 30%, у Ломакина и Хачатуряна - по 10%. С новым инвестором заметных разногласий не было. Основной целью "НИКойла" был рост капитализации "Копейки" и, соответственно, доходности собственных инвестиций в сеть. По итогам 2004 года выручка сети выросла на 57% и составила около $437,5 млн. В 2005-м продажи снова повысились на 52% - до $646,4 млн. Число магазинов было увеличено практически в два раза - с 68 до 118. Несостоявшееся IPOВместе с привлечением инвесторов "Копейка" осваивала публичные финансовые рынки. Так, в сентябре 2004 года сеть выпустила двухлетние CLN объемом $40 млн. Первый рублевый облигационный заем "Копейки" на 1,2 млрд руб. был размещен в июне 2005-го. Тогда же компании, первой из числа отечественных розничных сетей, агентством Standard & Poor's был присвоен кредитный рейтинг. В том же году ритейлер объявил, что проведет IPO летом 2006-го.К назначенному сроку все было готово. Компанию преобразовали в ОАО, весной 2006-го она получила листинг на РТС, а в начале лета - разрешение от ФСФР на размещение ценных бумаг за рубежом. Сеть официально объявила, что до конца июля планирует продать около 25% своих акций на РТС и LSE (30% и 70% соответственно). По неофициальным данным, за этот пакет сеть рассчитывала получить около $300 млн. Организаторы размещения - банки HSBC, "Ренессанс капитал" и "Уралсиб" - оценивали стоимость всей компании в $1-1,39 млрд. Но в ходе премаркетинга выяснилось, что потенциальные инвесторы придерживаются более консервативной точки зрения: весь бизнес ритейлера, на их взгляд, стоил на тот момент только $750-800 млн. Продажу акцийпришлось перенести на осень. Однако уже в сентябре компания объявила о решении и вовсе отложить IPO на неопределенный срок. Тогда эксперты объяснили подобную недооценку сети низкими показателями ее рентабельности. "Результаты компании по МСФО за 2005 год оказались хуже наших ожиданий как по уровню долговой нагрузки, так и по рентабельности,- отмечали аналитики Райффайзенбанка.- Снижение рентабельности связано с опережающим ростом операционных расходов. Это цена, которую компании приходится платить за бурное расширение своей сети". При этом эксперты не исключали, что вместо IPO акционеры будут привлекать инвестиции путем продажи пакета акций или всей сети одному из инвесторов. В ноябре 2006 года появилась официальная информация, что до конца года ФК "Уралсиб" станет единственным акционером "Копейки", выкупив 50% бумаг у ее топ-менеджеров за $500 млн. Сделку планировалось закрыть до конца года, но фактически она завершилась в марте 2007-го. За свой пакет топ-менеджеры получили около $650 млн. К лету 2007 года акционеры-основатели покинули компанию. Оперативным управлением занялась новая команда менеджеров под руководством Сергея Солодова, ранее занимавшего пост председателя совета директоров "Копейки". Освещая планы по развитию сети, представители "Уралсиба" заявили, что не планируют продавать "Копейку" в ближайшие три года, и пообещали ежегодно удваивать выручку, для чего собирались инвестировать в развитие сети около $250-300 млн в год. Оптимизации, впрочем, пока не получилось. Обещанного три года ждутНа первый взгляд все было неплохо. По предварительным итогам 2006 года количество магазинов сети увеличилось в 2,5 раза - до 328, выручка компании выросла на 70% - до $980 млн.Но неприятности были впереди. Тревожные сигналы, правда, появились еще в прошлом году. В I квартале 2006-го компания продолжала агрессивно занимать деньги: выпуск второй серии облигаций на 4 млрд руб., банковская кредитная линия на $20 млн, кроме того, были выданы гарантии по обязательствам приобретенных сетей на $31 млн, а в апреле погашен выпуск CLN на $40 млн. "Из-за динамичного развития сети в 2006 году рентабельность существенно снизилась, а долговая нагрузка превысила 7х долг/EBITDA и приближается к критическим уровням",- предупреждали аналитики Райффайзенбанка в своем отчете. Тем не менее в феврале 2007 года сеть разместила третий облигационный заем на 4 млрд руб. Выпуск был позитивно принят рынком, ставка купона составила 9,8% годовых. Эксперты объясняли такую удачу "Копейки" тем, что инвесторы ожидали существенную поддержку со стороны "Уралсиба". Однако никаких вливаний в компанию со стороны финансовой корпорации в дальнейшем не последовало. К июлю 2007 года аналитики все чаще стали отмечать, что рынок переоценивает значимость поддержки от "Уралсиба". Еще одним негативным аспектом стало снижение финансовой прозрачности сети: к концу первого полугодия 2007-го "Копейка" так и не сообщила инвесторам даже предварительных данных о финансовых результатах за 2006 год. В конце июля S&P поставило рейтинг "Копейки" на пересмотр с негативным прогнозом. По мнению агентства, у компании возник серьезный риск дефолта. А уже 11 октября S&P сразу на четыре ступени понизило рейтинг "Копейки" до преддефолтного состояния. Новость вызвала волну продаж по всем трем выпускам облигаций компании и обвал котировок на 3-9% (доходность составила 25% к оферте). Это подтолкнуло менеджмент пойти навстречу инвестиционному сообществу. На совещании с аналитиками в середине октября компания раскрыла ряд операционных и финансовых показателей, которые оказались заметно хуже даже самых консервативных ожиданий. По итогам 2006 года рентабельность сети по EBITDA снизилась до 2,2% (6,1% в 2005-м). Показатель соотношения долг/EBITDA в 2006 го ду достиг рекордных для отрасли 13,5х. Согласно прогнозам компании, по итогам 2007-го он вы растет до 18,5х. Раскрывать отчетность компания пока готова лишь в индивидуальном порядке и на условиях конфиденциальности. Вместе с тем менеджмент "Копейки" подтвердил, что единственным конечным собственником компании после выкупа долей прежнего менеджмента является бенефициар ФК "Уралсиб" Николай Цветков. Компания обещает существенно улучшить показатели в 2008-м. "В этом году "Копейка" умерила свои аппетиты в части открытия магазинов, сократив количество новых точек практически в два раза,- отмечает аналитик банка "Зенит" Мария Сулима.- В итоге капитальные затраты этого года будут на 25% меньше прошлогоднего инвестиционного бюджета". Согласно сообщению самой компании, в 2008 году по схеме продажи профильных активов с последующей арендой планируется привлечь $380 млн. Кроме того, менеджментом был озвучен вариант финансовых вливаний в акционерный капитал сети (предположительно в первом полугодии 2008-го), если планируемую сделку с несколькими закрытыми ПИФами реализовать не удастся. Но аналитики видят и другой выход из сложившейся ситуации. "Изначально сеть приобреталась для последующей перепродажи другому игроку. Но быстро реализовать этот актив не удалось, эффективность управления сети банком оказалась на низком уровне,- говорит аналитик Собинбанка Александр Шелестович.- Продажа сети стратегическому инвестору, который сможет профинансировать рост при наличии высокопрофессионального менеджмента, по нашему мнению, может исправить ситуацию и вывести "Копейку" на прежние темпы роста". МАКСИМ БОРОДИН Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets» |