09.11.2007

"Центральный телеграф" развлечет абонентов. Оператор будет торговать музыкой и софтом в интернет-магазине

Снижение доходности основного бизнеса заставляет провайдеров выходить на новые рынки. Как стало известно Ъ, "Центральный телеграф" (ЦТ) открывает медиамагазин в интернете. Вложения в проект -- около $200 тыс., аудитория развлекательного ресурса должна составить 10 тыс. пользователей в месяц. Аналогичные проекты запускают и основные конкуренты ЦТ -- "Акадо" и "Стрим".

Как рассказал Ъ первый заместитель генерального директора ЦТ (компания продает услуги широкополосного доступа под брэндом Qwerty) Вячеслав Козельский, запуск медиапортала намечен на январь 2008 года. По его словам, инвестиции в проект составят $150-200 тыс. "Портал предназначен в первую очередь для собственных абонентов. Клиент хочет получать медиапродукт от компании--поставщика интернет-услуг",-- отмечает господин Козельский. При этом покупать музыку, игры, программное обеспечение в виртуальном магазине смогут абоненты других провайдеров. Уже определено, что стоимость, например, одной музыкальной композиции составит на портале Qwerty 10-15 руб. Целый альбом можно будет купить за 150 руб. Переговоры о поставке контента для портала ЦТ сейчас ведет с Sony BMG, Universal Music и компанией "Союз".

ОАО "Центральный телеграф" создано в 1995 году на базе госпредприятия "Центральный телеграф". Помимо услуг телеграфа предоставляет услуги телефонии и широкополосного доступа 150 тыс. абонентов на территории Москвы и Подмосковья. Выручка в первом полугодии 2007 года -- 1,578 млрд руб. 51% акций ЦТ принадлежит "Связьинвесту", 21,78% -- РФФИ, 10,59% -- ООО "Северо-западная финансовая компания".

По оценкам представителей ЦТ, на первом этапе реализации проекта ежемесячно портал будут посещать не менее 10 тыс. пользователей. О возможных доходах, которые может принести портал в течение года, в компании не говорят. Господин Козельский рассчитывает, что с его помощью Qwerty сможет поднять средний ежемесячный доход с одного абонента в месяц (ARPU) на $1-2 -- сейчас эта величина для ЦТ составляет $21.

ЦТ не единственный московский провайдер, который пытается увеличить доходность бизнеса, предлагая пользователям платный медиаконтент. Первой такую попытку в 2005 году предприняла "Корбина Телеком", запустив сервер видеоконтента corbina.tv. Сейчас corbina.tv в рейтинге Rambler top-100 в категории "Телевидение" занимает первое место, ежемесячная аудитория портала -- 1,26 млн пользователей. В мае этого года создание портала по продаже музыкального контента анонсировал "Комстар-Директ" ("Стрим"). Заявленная стоимость проекта -- $3 млн. В декабре портал по продаже музыкального контента намерен открыть оператор кабельного ТВ "Акадо".

Сами московские связисты признают, что искать выход на рынок электронного контента их вынуждает снижение доходности основного бизнеса. "Подобные порталы запускаются прежде всего для повышения ARPU, ведущиеся между операторами широкополосного доступа ценовые войны за последний год снизили этот показатель",-- говорит пресс-секретарь "Акадо" Александр Щербаков. По оценкам компании iKS-Consulting, в среднем за этот год ARPU у интернет-провайдеров снизился на 10% -- $21,4 до $20,1 на сегодняшний день.

Аналитики сомневаются в том, что провайдеры с собственными медиапроектами смогут завоевать значительную долю рынка платного интернет-контента, объем которого в России, по оценкам ИК "Финам", в этом году составит $45 млн, а темпы роста -- около 50%. "Операторы решили продвигать платный контент, но их абоненты пока не готовы платить за эту услугу",-- говорит управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева. Госпожа Толмачева отмечает, что пользователи широкополосного доступа привыкли качать контент с таких бесплатных ресурсов, как, например, YouTube.com и Torrent.com: "Поэтому не более 5-10% интернет-пользователей будут покупать платный контент на порталах кабельных операторов".

Александра Ъ-Ходонова

КоммерсантЪ