С надеждой на синергию. "Бизнес Аналитика" и "Ромир" объединились в холдинг RBA Group
В состав нового холдинга RBA Group, созданного на основе исследовательской компании "Ромир", вошло агентство "Бизнес Аналитика", специализирующееся на аудиторских услугах в розничном бизнесе. Новая группа рассчитывает объединенными усилиями контролировать не менее 15% российского рынка маркетинговых исследований и занять лидирующие позиции в своей отрасли. Акционерами RBA Group стали инвестиционная компания "Нева Русь" и ряд частных лиц. Средства инвестфонда пошли на выкуп дополнительной эмиссии акций "Бизнес Аналитики". Сумма сделки, а также ее подробности участники не комментируют, не отрицая, однако, что названные в прессе цифры в 5-8 миллионов долларов близки к правде. Эксперты и другие участники рынка не спешат называть новую структуру лидером.
По словам Андрея Милехина, председателя совета директоров RBA Group, необходимость в создании холдинга возникла сразу по нескольким причинам: "Мнение о том, что рынок исследовательских услуг уже сложился и стабилизировался иллюзорно. Уверен, что он только начал расти и будет развиваться многократно. Уже сейчас остро ощущается нехватка ресурсов исследовательских компании в удовлетворении значительного спроса на услуги research-агентств. В новом конкурентном пространстве выживут только крупные игроки.
Андрей Милехин предпочитает говорить об эффекте синергии, который неизбежно последует после начала совместной работы партнеров: "Консолидация и оптимизация многочисленных ресурсов, решений и технологий обеих компаний позволит ускорить рост нашего бизнеса. Мы будем и дальше вести активную политику диверсификации наших услуг и региональной экспансии, чтобы обеспечить клиентам доступ к ассортименту профессиональных услуг, предлагаемых членами нашего альянса", - говорит глава RBA Group.
Генеральный директор компании "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин рассматривает вхождение в RBA Group как возможность существенно увеличить свой потенциал: "Это великолепная возможность для нас использовать уникальный набор исследовательских продуктов и решений для дальнейшего усиления наших конкурентных позиций. Реализация запланированной инвестиционной программы позволит нам еще более повысить оперативность и качество представляемой клиентам информации. У нас есть много новаторских идей и проектов, которые мы теперь сможем воплотить в жизнь значительно быстрее и эффективнее. Кроме того, мы видим в партнерстве возможности для профессионального роста и развития самого важного ресурса компании - наших сотрудников", - говорит Андрей Стерлин.
В дальнейшем обе компании планируют заниматься региональной экспансией и расширять предложение услуг, в том числе использующих различные комбинации исследовательских инструментов обеих компаний. "Бизнес Аналитика" и "Ромир" смогут также добиться снижения затрат на проведение некоторых видов работ, в первую очередь, панельных исследований за счет разнообразных синергических эффектов. Сегодня "Бизнес Аналитика" специализируется на предоставлении как торговых (розничный аудит), так и потребительских исследований (количественных и качественных). Розничная панель насчитывает около 20 000 розничных торговых точек в более чем 800 населенных пунктах России и представляет базы данных об объемах продаж, долях рынка, розничных ценах и дистрибуции по десяткам товарных категорий. Крупнейшими клиентами компании являются ведущие российские и международные производители потребительских товаров, такие как Philip Morris, Inbev, Wimm-Bill-Dann, Балтика, Nestle, Pernod Ricard, Bacardi Martini. Компания располагает штатом из 370 специалистов московского офиса и сетью полевых сотрудников. Ведущие сотрудники являются членами ведущей международной ассоциации маркетинговых исследователей ESOMAR. "Ромир" специализируется на проведении социально-экономических и медиа исследований, компания известная благодаря своему продукту Single Source Panel, позволяющую оперативно представлять данные о потребительских закупках российскими домохозяйствами. Компании "Ромир" являются эксклюзивным представителем международных исследовательских сетей Gallup International и Global NR.
Создание группы не скажется на операционной деятельности обеих компаний. Организационная структура "Бизнес Аналитики" и "Ромира" меняться также не будет. По словам генерального директора консалтинговой компании Core Capital, выступавшей организатором сделки, Дениса Кабакчи, в течение ближайших месяцев RBA Group может стать акционером еще нескольких исследовательских компаний в России или за ее пределами. Он также не исключил, что в случае успешности проекта, а также соответствии его инвестиционной стратегии, выхода группы на IPO. Однако пока этот вопрос не рассматривается.
Сумма инвестиций фонда "Нева Русь", известного созданием и продажей стратегическому инвестору компании "Мултон" и московского молокозавода "Очаково", не разглашается. В ряде СМИ прозвучали цифры в 5-8 миллионов долларов, которые не стали опровергать сами участники. Порядок и условия вхождения партнеров в холдинг также не известны.
Генеральный директор исследовательской компании КОМКОН Елена Конева уверена, что на развитие рынка исследовательских услуг это объединение не повлияет: «Сейчас мы наблюдаем укрупнение российской исследовательской компании, которая постоянно демонстрирует стремление стать больше. Российский исследовательский рынок в ближайшее время будет развиваться по тем сценариям, которые задают компании, входящие в мировые исследовательские сети. В этом смысле расширение бизнеса за счет привлечения крупных российских чисто финансовых инвесторов в исследовательский бизнес не несет существенных выгод. Компаниям имеет смысл думать о поиске интеллектуальных инвесторов, которые, чаще всего, находятся на Западе, и скрещивать это со своим опытом оптимизации бизнес-процессов в наших российских условиях. Бизнес-Аналитика привнесет ритейл-аудит, но в итоге это объединение не станет основой для существенного роста. Скорее всего оно пройдет по формуле не 1+1=2,5, а 1+1=1,5», - поделилась своим мнением в интервью Sostav.ru Елена Конева.
Генеральный директор компании GfK-Rus Александр Демидов в интервью Sostav.ru заметил, что слияние и поглощение компаний - глобальная тенденция современного бизнеса, в том числе и на рынке маркетинговых исследований: «Важно, что для российских инвесторов наш рынок оказался привлекательным. Лишь бы они не разочаровались. Рынок маркетинговых исследований в последние годы растет в России на 30% ежегодно. Тем не менее, затраты на маркетинговые исследования в России пока значительно ниже, чем в экономически развитых странах. Все это свидетельствует о хороших перспективах развития нашего рынка».
Каких-либо серьезных изменений на рынке исследовательских услуг в связи с объединением "Бизнес Аналитика" и "Ромир", Александр Демидов также не видит: «Пока трудно судить о содержательных аспектах этого объединения. Компании заявили, что они продолжат работать автономно».
Александр Кленин, Sostav.ru
Генеральный директор компании "Бизнес Аналитика Розничный Аудит» Мария Ванифатова, генеральный директор компании "Бизнес Аналитика" Андрей Стерлин, председатель совета директоров RBA Group Андрей Милехин