Терминальный бум. Оборот рынка платежных автоматов в этом году удвоится и составит $5,7 млрдАвтоматы для приема платежей появились в России совсем недавно, и сейчас этот рынок один из самых стремительно растущих.Его оборот эксперты оценивают не в сотни тысяч долларов, как всего несколько лет назад, а в миллиарды. Главная проблема для многих участников рынка заключается в том, какое решение примут регулирующие органы по поводу обязательности проведения всех платежей через банки. Поверить ящику Первый платежный терминал появился в России в марте 2002 года, его установила компания "Элекснет", став, таким образом, родоначальником этого бизнеса. За эти несколько лет спектр доступных к оплате через терминал услуг существенно расширился. Для многих стало привычкой пополнять счет мобильного телефона через автоматы самообслуживания. Теперь можно оплатить таким образом и услуги интернетоператоров, коммерческое телевидение, коммунальные и прочие счета. Число транзакций, которые проходят через платежные системы за сутки, выросло по России с 1 млн в 2004 году до 10,5 млн в 2007 году. А количество терминалов увеличилось с 23 тыс. в 2005 году до 66,5 тыс. в 2007 году (по данным компании ОСМП, одного из крупнейших игроков этого рынка). Сегодня, по свидетельству участников рынка и аналитиков, проводить платежи через автоматы - практика, характерная прежде всего для России, за рубежом она не получила такого распространения, как у нас. Как утверждает председатель комитета по платежным системам и банковским инструментам Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ) Борис Ким, так сложилось исторически. "В нашей стране более 90% розничных платежей совершается в наличной форме. В СССР, а потом в России не привилась привычка пользоваться банковскими инструментами (например, чеками, как в США, банковскими картами или прямым списанием с текущего счета)",- говорит он. Несмотря на рост карточной эмиссии, этот процент остается практически неизменным последние годы. Главная причина, говорят эксперты, заключается в том, что в основной массе это "зарплатные" карты, которые в тот же день обналичиваются в ближайшем банкомате, а дальше уже включается цепочка наличных платежей. Не стоит забывать о нашем менталитете, соглашается ведущий консультант J'son & Partners Ренат Салихов. "На Западе безналичный расчет уже десятилетия доступен частным лицам. В России и СНГ люди привыкли к бумажным деньгам, к ощущению "материальной ценности"",- уверяет он. Терминалы появились вслед за картами предоплаты и пунктами приема платежей. Сотовые операторы предъявили жесткие требования к платежам за свои услуги (по разным оценкам, сегодня на оплату мобильной связи через терминал приходится от 80% до 90% операций). Платежей много, но они небольшие. Причем зачисление должно происходить моментально, так как услуги сотовой связи по большей части не оказываются в кредит, объясняет Борис Ким. Банки оказались не готовы выполнить эти требования, и, таким образом, появились карты предоплаты, затем пункты приема платежей и, наконец, терминалы. Они оказались наиболее экономичным решением. Еще одно неоспоримое преимущество терминалов - удобство для клиентов. "Был барьер, связанный с доверием денег железному ящику, но сейчас потребитель в основном имеет положительный опыт общения с терминалами",- объясняет директор по маркетингу компании "Элекснет" Дмитрий Репин. "Платить через терминалы удобно: их много, и людям не приходится их искать - они есть в местах, удобных для самих потребителей",- добавляет гендиректор ОСМП Владимир Лопатин. Секрет растущей популярности терминалов кроется также в круглосуточности их работы, простоте общения клиента с устройством и, конечно, оперативности проведения платежа, резюмирует гендиректор ЗАО "Спринтнет" Рустэм Ахтаров. По прогнозам экспертов, в ближайшее время спектр услуг расширится. Так, через платежные терминалы можно будет оплатить налоги и произвести другие бюджетные отчисления. Станут доступны бронирование и продажа авиаи железнодорожных билетов. Однако все сходятся во мнении, что самое большое поле возможностей - это развитие микробанковских услуг: погашение кредитов, денежные переводы, управление счетом. "Потребность населения в этом сейчас высока - рынок банковских услуг растет, а существующая розничная сеть с этим ростом не справляется",- уверяет Владимир Лопатин. Железная статистика Получить сколько-нибудь точную оценку рынка платежных терминалов довольно сложно. По данным НАУЭТ, его оборот удвоится в этом году и составит $5,7 млрд, доля платежей через терминалы самообслуживания вырастет с 25% в прошлом году до 43% в этом. А эксперты J'son & Partners ожидают, что по итогам 2007 года совокупный оборот платежных систем превысит $15 млрд, но уточняют, что речь идет об агентских услугах. То есть о показателе, характеризующем лишь объем наличных средств, пропущенных через эти системы. В прошлом году, по данным J'son & Partners, объем российского рынка платежей через терминалы составил $2-2,5 млрд. Такая разница в оценках может быть вызвана тем, что установка платежного терминала не подлежит лицензированию и госконтролю. Законодательство не запрещает любому желающему купить автомат самообслуживания и, подключив его к интернету и электронной платежной системе (ЭПС), начать прием денег у населения. Поэтому на рынке гораздо больше индивидуальных предпринимателей и мелких частных компаний, не имеющих банковской лицензии, чем больших сетей, ЭПС. На долю первых приходится до 50% из 220 точек приема платежей и 80 тыс. терминалов самообслуживания. ЭПС осуществляют процессинг и техподдержку, в стране их около сотни, крупнейшие из них - Cyberplat, ОСМП и e-port. "Если говорить о процессинговых компаниях, то безусловным лидером в терминальном сегменте является ОСМП с долей, близкой к 65% по числу терминалов, далее следуют компании e-port и Cyberplat с примерно равными долями в 12-15%. Рынок операторов самих терминалов не консолидирован, поэтому здесь давать оценки сложно",- говорит Борис Ким. Но если по числу терминалов лидирует ОСМП, то по обороту картина не столь однозначна: доля Cyberplat - 34%, ОСМП - 33,5%, e-port - 17,5% (по оценкам НАУЭТ). Схема работы у ЭПС одинаковая: владелец терминала заводит счет в банке или депозит у основного провайдера услуг. На него владелец вносит авансовый платеж любого размера, в пределах которого он и может принимать платежи. Когда с автомата поступает сигнал о зачислении средств, со счета или депозита владельца терминала списывается соответствующая сумма и зачисляется на счет абонента, оплатившего услугу. Доходы владельца состоят из внешней комиссии плательщиковот 3% до 5% и внешней комиссии оператора услуг до 2%. Таким образом, доходы могут достигать 7 руб. с каждой вложенной в купюроприемник сотни. Автоамнистия Владельцы терминалов и ЭПС, затаив дыхание, ждали 12 ноября, когда должно было вступить в силу указание ЦБ РФ, предписывающее проводить все расчеты между владельцами терминалов и поставщиками услуг через банки, приравняв, таким образом, предпринимательскую деятельность по платежным терминалам к банковской. Мотивы Центробанка ясны: в этом случае владельцы платежных терминалов будут лучше платить налоги, а главное - будет взята под контроль ситуация с теневыми схемами по обналичиванию средств, в чем часто обвиняют платежные терминальные системы. Но участники рынка не стали сидеть сложа руки, утверждая, что такой поворот событий бьет по интересам самих потребителей. К лоббизму московских игроков рынка присоединилась Ассоциация региональных операторов мобильной связи (Ассоциация-800), обратившаяся с открытым письмом в Мининформсвязи. Региональные операторы выступили в поддержку агентской модели, ссылаясь на то, что в противном случае пострадают абоненты в небольших населенных пунктах, где нет ни кредитных, ни связанных с ними коммерческих организаций. Большинство аналитиков и самих игроков рынка сходятся во мнении, что отсутствие четких правил мешает платежным терминалам работать. А новые нормативы позволяют трактовать их по-разному. Так или иначе, по крайней мере, еще несколько месяцев одинаково законными остаются обе модели приема платежей: и банковская, и агентская. В ноябре Минфин, ЦБ, ФАС и МВД договорились, что участники рынка мгновенных платежей могут работать по старой схеме, без заключения договоров с банками. Это стало поводом к тому, что депутаты перенесли на февраль срок рассмотрения аналогичных поправок к закону "О банках и банковской деятельности". РОМАН РОЖКОВ Ежедневная биржевая газета «Business & Financial Markets» |