21.12.2007

Mitsubishi въедет в Россию на Peugeot Citroen. Концерны могут построить заводы в Калуге

На следующей неделе Минэкономразвития намерено подписать последнее инвестсоглашение о промсборке автомобилей -- с японской Mitsubishi. Она является глобальным партнером французской PSA Peugeot Citroen, и, по неофициальным данным, концерны намерены строить заводы в России в одном месте. Скорее всего, это будет Калуга, которая в итоге станет вторым автомобильным кластером в стране наряду с Петербургом.

Как рассказал Ъ топ-менеджер одного из автоконцернов, на следующей неделе Минэкономразвития намерено подписать инвестсоглашение о промсборке автомобилей с Mitsubishi. Другой источник Ъ, знакомый с планами автоконцерна, уточнил, что предполагается строительство в России завода стартовой мощностью 50 тыс. машин в год с перспективой удвоения. Стоимость проекта оценивается в $220 млн. Производство будет запущено в 2009 году, его первой моделью станет кроссовер Mitsubishi Outlander XL. Это новая модель, представленная на Франкфуртском автосалоне в сентябре.

По словам высокопоставленного чиновника в одном из регионов, с которыми Mitsubishi вела переговоры о размещении завода, площадка для него также будет выбрана на следующей неделе -- рассматриваются Калуга и Нижний Новгород. В любом случае, отмечает источник Ъ, близкий к Mitsubishi, автоконцерн хочет строить завод там же, где его глобальный партнер -- французская PSA Peugeot Citroen. Японский и французский автопроизводители выпускают автомобили на унифицированных платформах, в частности на платформе Outlander. В России они хотели бы создать совместную окраску, а в перспективе -- штамповку автомобильных кузовов. Соглашение о строительстве завода с PSA Peugeot Citroen Минэкономразвития подписало еще в июле 2007 года. Французский автоконцерн также выбирает между Калугой и Нижним Новгородом.

Mitsubishi станет последним иностранным автоконцерном, который заключит с Минэкономразвития соглашение о промсборке. Министерство прекратило их подписание еще 10 ноября, однако японский концерн заблаговременно заключил меморандум о намерениях, и ограничение на него не распространилось. В Минэкономразвития и Минпромэнерго (согласовывает проекты по промсборке) от комментариев отказались. В штаб-квартире PSA Peugeot Citroen Ъ сообщили, что площадка для строительства завода пока не выбрана. В группе "Рольф" (российский дистрибутор Mitsubishi) комментировать планы японского концерна отказались, а в штаб-квартиру Mitsubishi в Японии дозвониться не удалось из-за разницы часовых поясов.

Источники Ъ сходятся во мнении, что наиболее вероятной площадкой размещения заводов партнеров является Калуга. Власти Калужской области это не комментируют, но нижегородский губернатор Валерий Шанцев вчера фактически подтвердил, что завода PSA Peugeot Citroen в его регионе, скорее всего, не будет. "Это очень тяжелый проект, и мы задумались, нужен ли он нам вообще",-- сказал господин Шанцев. Ранее область неоднократно заявляла о готовности выделить PSA Peugeot Citroen земельную площадку.

Обосновывая свою позицию, Валерий Шанцев фактически обвинил PSA Peugeot Citroen в том, что его автопроизводство не продвинется дальше примитивной "отверточной" сборки. "Нам не нужен очередной автомагазин, в котором будут продаваться собранные где-то автомобили, укомплектованные у нас только фарами, бамперами и глушителями",-- пояснил губернатор. Столь резкой критике проекты западных автоконцернов в России не подвергались никогда. Тем более что режим промсборки, в рамках которого в России будут работать все иностранные автоконцерны, обязывает их локализовывать сварку и окраску кузова машины, а также обработку блоков цилиндров и картера двигателя.

По мнению аналитика ИФД "Капиталъ" Михаила Пака, столь резкие заявления говорят о том, что властям Нижегородской области не удается договориться с PSA Peugeot Citroen о размещении производства. "Не исключаю, что теперь они пытаются преподнести ситуацию так, будто проект им не нужен",-- говорит аналитик. Как уже сообщал Ъ, в сентябре 2006 года власти Нижегородской области продали земельный участок в Борском районе, на который претендовал PSA Peugeot Citroen, украинским корпорациям "Богдан" и "Укравто". Они намерены развивать на нем конкурирующий проект -- сборку Chevrolet Lanos по лицензии General Motors DAT.

Помимо Калуги и Нижнего Новгорода Mitsubishi и PSA Peugeot Citroen также рассматривали Петербург. Но знакомый с ходом переговоров источник Ъ говорит, что они прекращены. Вице-губернатор города Юрий Молчанов вчера сказал Ъ, что Петербург "сформировал кластер из пяти автоконцернов (General Motors, Nissan, Toyota, Suzuki и Hyundai.-- Ъ), необходимый для того, чтобы производство компонентов (для этих заводов.-- Ъ) стало рентабельным".

Если Mitsubishi и PSA Peugeot Citroen выберут Калугу, в этом регионе появится еще один автомобильный кластер в России наряду с Петербургом. В конце ноябре в Калуге уже начал работу завод Volkswagen (см. Ъ от 29 ноября). Кроме того, здесь строится завод по выпуску грузовиков Volvo, который заработает в 2009 году. Совокупная стартовая мощность всех четырех заводов достигнет 300 тыс. машин, что сопоставимо со стартовой мощностью пяти заводов в Петербурге.

Дмитрий Ъ-Беликов; Анна Ъ-Пушкарская, Санкт-Петербург

КоммерсантЪ