24.12.2007
"Одноклассники"

Альтернативное использование "Одноклассников" юридическими лицами

Мода на социальные сети в последнее время приобрела характер пандемии. Вам нужны доказательства? Пожалуйста: семь миллионов человек зарегистрировались на сайте Odnoklassniki.ru, три миллиона пользователей у соцсети Vkontakte.ru и свыше миллиона у MoiKrug.ru.

По данным компании TNS Gallup, сайт Odnoklassniki.ru вошел в тройку наиболее популярных ресурсов в Рунете наряду с "Яндексом" и Mail.ru, оставив позади интернет-портал Rambler (речь идет о посещаемости в Москве, а не по России в целом). Проект создан по образу и подобию английского аналога friendsreunited.co.uk и таких ресурсов, как facebook и cllassmates.

Нана Куликова, пресс-атташе "Одноклассников"
Нана Куликова, пресс-атташе
"Одноклассников".
Фото: odnoklassniki.ru

В чем причина такой бешеной популярности? Как человек, пораженный вирусом безграничной сетевой коммуникабельности, буду говорить от имени всех тех, для кого зависание в соцсетях превратилось если не в зависимость, то в устоявшуюся привычку точно. Что делают там все эти миллионы людей, среди которых и школьники, и наши с вами начальники?

Само название ресурса говорит за себя: он предназначен для поиска одноклассников, то есть тех людей, которые учились с тобой в одном классе, плюс несколько знакомых из другой параллели. К ним присоединяются сослуживцы, как бывшие, так и настоящие, всплывают старые знакомые, в том числе и те, с кем когда-то вы на веки вечные разругались. Вот уж воистину, полюбуйся на пивной животик своего бывшего супруга, дай возможность всем своим любовницам посмотреть друг на друга и предоставь старой знакомой повод подавиться от зависти. Это своего рода ярмарка тщеславия, парад достоинств, персональная доска почета. Здесь мы вывешиваем свои лучшие фотографии, и если под ними ставят оценку ниже 5, то становится не очень приятно. Обесцененные фото в последствии нередко удаляются. Odnoklassniki.ru паразитирует на наших человеческих слабостях, комплексах и желании самоутвердиться.

Охотники за головами

Однако истинный потенциал социальных сетей и способы их альтернативного использования впечатляют. Например, хедхантинг. Для того, чтобы оценить, насколько справедливо утверждение о том, что "охотников за головами" лишает хлеба odnoklassniki.ru, Sostav.ru обратился за комментариями к экспертам кадрового рынка.
Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter рассказала Sostav.ru, что поиск сотрудников через социальные сети действительно становится все более популярным. "Среди возможностей, которые они предоставляют пользователям, автоматическая актуализация информации, заведение новых деловых контактов, получение профессиональных рекомендаций, построение своей сетевой репутации, поиск аутсорсеров или заказчиков услуг. Так что, это отличный инструмент электронного рекрутмента - бесплатный, в отличие от услуг кадровых агентств, - комментирует она, - Кроме того, поиск на odnoklassniki.ru во многом похож на поиск через знакомых, поскольку сервис позволяет видеть связи между пользователями, и всегда можно запросить рекомендации на того или иного человека. Но такая информационная открытость представляет и неудобство: пользователи должны помнить, что информацию о них может прочитать в том числе и потенциальный работодатель, и следить за тем, что они пишут, какие фотографии публикуют".

По словам генерального директора кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяны Доляковой, хедхантеры сами нередко пользуются odnoklassniki.ru для подбора кадров.

"Кадровое агентство APRIORI не видит для себя конкуренции со стороны сайта «Одноклассники», скорее, наоборот, менеджеры по персоналу, работающие в агентстве, активно его используют при поиске возможных кандидатов на имеющиеся вакансии. Если работодатели ищут работников на этом сайте и он им помогает, это прекрасно, но люди, которые обращаются в наше агентство, в принципе не будут заниматься поиском самостоятельно", - сказал Sostav.ru генеральный директор агентства Алексей Ефремов.

Кстати, во многих крупных компаниях сотрудникам перекрыли доступ к Odnoklassniki.ru. Как сообщил Sostav.ru сотрудник МТС, в этой компании работников лишили возможности разыскивать знакомых через эту соцсеть совсем недавно. Причем, запрет действует до 18:30.


Охотники за другими частями тела

Еще один способ применения этого ресурса нашли пикаперы. На форуме сайта www.sextalk.ru развернулась целая дискуссия о том, возможен ли пикап на odnoklassniki.ru. Там же можно найти массу советов от тех, кто успешно использует ресурс именно по этому назначению.
Вот какие советы дает новичкам один из бывалых пикаперов-одноклассников с интригующим ником Johnny Depp: "Итак, уважаемые, вот вам несколько отработанных приемов:

1. Сделайтесь выпускником супер вуза в рамках Москвы (изучите местный топ тэн), и не откажите себе, пусть даже виртуально, в элитном образовании.
2. Место работы выбирайте тоже с фантазией
З. Разместите фото с подтянутым животом - это конечно максимум, минимум -воздержитесь от фото с друзьями голыми по пояс, распивающими дешевую водку на морозе, или в обнимку с вашей толстой соседкой по даче. Минимум домашних животных, жен, детей и пр. Нужна манящая солидность
4. Не спешите оставлять в своих друзьях всех телочек, которых успели подцепить, стирайте их как только перестанут быть нужны. В друзьях лучше всего иметь больше импозантных мужчин, таких как вы.
5. Никогда не пишите: "Привет как дела, чем занимаешься, почему у тебя так мало фото?". Воздержитесь от правды типа "Индивидуалки это мерзко, только здесь есть приличные" или "Секс ради секса мне не интересен", "После третьих родов у моей жены проблемы, ей полгода уже нельзя".
6. Главное будьте настойчивы, позволяйте ей отказать вам 15 раз, уходите и возвращайтесь.

Приветствуются предложения помочь в мелких бытовых проблемах. Они начинают вам верить. Есть еще пара деталей, но и этого достаточно. Удачи".

Или вот такие замечания: "Искать лучше всего через "сообщества", выбирайте журналы, телекомпании...творческих дам, хотя это без разницы. Красивые кучкуются...нашли одну...нашли многих) только не долбите всех сразу из одной кучки ... "подружки" имеют привычку все обсуждать". Так что, барышни, будьте бдительны.

Мания преследования

Альберт Попков, глава компании "Одноклассники"
Альберт Попков, глава компании
"Одноклассники".
Фото: odnoklassniki.ru
Про сотрудничество Odnoklassniki.ru и ФСБ тоже ходят слухи. Дескать, проект этот был создан именно для того, чтобы собирать досье на сограждан. В интервью газете "Комсомольская правда" Альберт Попков, глава ресурса, сказал: "Мы отказались сотрудничать (с ФСБ - прим. автора). И чем мы поможем? Русский человек и без ФСБ Интернету о себе рассказывает".

Попков признался "КП", что со следствием Odnoklassniki.ru сотрудничают: "Наши пользователи, как и все россияне, имеют право жить в безопасности. На контакт идем, если к нам приходят с судебным решением. Каждый раз юристы дают заключение. Даже я не получу какую-либо информацию без их визы. Но глобально мы помочь следствию не можем. Остальные вопросы - к провайдеру, пусть они в сыщиков играют". По его словам, в расследовании серьезных дел ресурс не участвовал, но привел пример с английским аналогом Odnoklassniki.ru, в котором Альберт Попков работал ранее: через friendsreunited.co.uk удалось найти убийцу телезвезды.

Поговаривают также, что через Odnoklassniki.ru хитрые коллекторы разыскивают незадачливых должников.

Синдром вахтера

Недавно сеть Odnoklassniki.ru преподнесла своим пользователям сюрприз. Теперь все желающие (зарегистрированные и подтвердившие свое желание, разумеется) могут участвовать в администрации сайта. Им позволили модерировать фотографии других пользователей на предмет соответствия требованиям портала. Модерация работает следующим образом: периодически новоявленным модераторам отдают на суд фотографии, за которые нужно проголосовать за или против и указать причину. Как решит большинство, так и будет, сообщает администрация сайта. Пользователи-судьи могут временно отключить показ новых фотографий или выбрать другую частоту модерирования. Модерируют обитатели социальной сети, понятное дело, не за спасибо, а за бонусные очки, которые пригодятся им в будущем для оплаты всевозможных услуг.
Согласно правилам, установленным администрацией сети, нельзя загружать фотографии, на которых не видно лица "одноклассника", изображены дети без родителей, животные, предметы, рисунки, известные люди, персонажи мультфильмов, реклама или ссылки на другие вебсайты, эротика или порнография, а также фотографии, которые могут оскорбить других пользователей. Фотографии, на которых запечатлены несколько лиц, нужно сопровождать комментарием, поясняющим, кто есть кто. Фотографии с детьми тоже нужно подписывать, мол, это я, а это мой годовалый сынишка. Так, на всякий случай, чтобы не перепутали. Все фото, не соответствующие требованиям, могут быть заблокированы модераторами.

Модераторы за дело взялись рьяно, а рядовые одноклассники стали все чаще возмущаться тем, что модерация слишком жесткая и является вторжением в приватность. По сети прокатился i-моб ("компьютерный" вариант флэш-моба) в протест блокировки фотографий, по условиям которого нужно было разместить у себя на форуме обращение к администрации сайта следующего содержания: "Фотографии, на которых изображены твои дети, твои рисунки, любимые домашние питомцы, а так же фотографии любимых и дорогих тебе людей безжалостно блокируются и оцениваются совсем не знакомыми людьми! От имени всех несогласных юзеров сайта прошу Вас быть более милосердными и отнестись с пониманием к происходящему".

Можно понять администрацию сайта, которая не справляется с его модерацией. Только вот модерировать им нужно, прежде всего, не фотографии, а, например, фантомные страницы знаменитостей, оскорбительные сообщения, которые оставляют на страницах пользователей одноклассники-хулиганы, рекламу, которая "заходит в гости" к пользователям ресурса на правах зарегистрированного пользователя .
У пользователей, которым не нравится организация ресурса, два принципиальных выхода: они могут удалить свою страницу или протестовать "по-тихому".


В ICQ некоторое время тому назад по эстафете передавались предупреждения о "вирусах". Вот одно из недавних сообщений: "С 1 ноября многие аккаунты на "Одноклассники.ру" подверглись нападению спам-бота: люди из вашего контакт-листа и их контакты получают оскорбления от вашего имени. Кроме того, спам-бот публикует ваши фотографии на европейских сайтах знакомств. Во многие аккаунты вносятся несанкционированные изменения. Будьте начеку". Что это: происки конкурентов или же действительно впору писать друзьям письма с извинениями? А вот еще один симпатичный Интернет-мусор: "Здравствуйте! Нина Бирюкова приглашает Вас присоединиться к списку друзей на "Одноклассниках". Чтобы принять приглашение пожалуйста перейдите по ссылке. Если указанная выше ссылка не открывается, скопируйте ее в буфер, вставьте в адресную строку браузера и нажмите ввод. Сообщение от пользователя: Превед, медвед! Заходи на мою страницу, повеселимся! И помни, сайт "Одноклассники.ру" - твой последний шанс засадить первой любви!" Заходим по ссылке и оказываемся на порносайте.


Информационный шум

В последнее время ресурс развернул чрезвычайно активную рекламную кампанию вокруг себя. Пресс-атташе Нана Куликова на пару с основателем портала Альбертом Попковым регулярно выступают в прессе, на радио и телевидении. Odnoklassniki.ru превратились в неисчерпаемый ресурс информационных поводов для СМИ.
Взять, к примеру, опубликованную недавно в газете "Коммерсант" информацию о том, что Odnoklassniki.ru и компания "Яндекс" ведут переговоры по продаже баз данных пользователей этой соцсети. Через несколько дней с момента публикации от имени пресс-атташе Odnoklassniki.ru Наны Куликовой в редакцию Sostav.ru поступило опровержение, в котором она заявляет, что данная информация является ложной. По ее словам, представители "Яндекса" организовали с Odnoklassniki.ru встречу, на которой предложили обсудить возможное рекламное сотрудничество, а именно возможность поставить на сайт Odnoklassniki.ru "Яндекс.Директ", заняв им, полностью или частично, одну из рекламных позиций на сайте. От имени администрации компании Нана Куликова заявляет: "Никаких переговоров о продаже пользовательских данных в какой-либо форме мы никогда не вели, не ведем и вести не будем".

Нана Куликова, пресс-атташе "Одноклассников"
Нана Куликова, пресс-атташе
"Одноклассников".
Фото: odnoklassniki.ru
"Зачем и кому понадобилось именно сейчас давать заведомо ложную информацию по результатам этой встречи - для администрации компании "Одноклассники" является загадкой, - пишет Нана Куликова в своем ЖЖ.- Возможно, кто-то очень хотел сорвать диалог между "Яндексом" и Odnoklassniki.ru. Возможно, кто-то решил сделать карьеру, рассказывая пользователям интернета сказки о популярном сейчас ресурсе. Удивительным образом, начальным источником этой клеветы опять стала газета (видимо, речь о "Коммерсанте" - прим. автора), ранее первой поведавшая читателям о какой-то ими самими придуманной покупке ресурса Odnoklassniki.ru, а затем и о мифических коллекторах заполонивших российские социальные сети".

Что касается упомянутой Куликовой покупки, то речь идет о приобретении 30% компании Odnoklassniki.ru латвийской компанией Forticom за сумму порядка 10 миллионов долларов. Нана Куликова еще осенью заявила Sostav.ru, что это неверная информация, однако, от более информативных комментариев пресс-атташе компании воздержалась.

Михаил Ушаков, руководитель пресс-службы компании "Яндекс", прокомментировал Sostav.ru эту информацию следующим образом: "Дело в том, что для нас самих остается загадкой, откуда газета "Коммерсант" взяла этот информационный повод. В действительности, Алексей Третьяков не говорил на конференции Brand Online ничего о планах "Яндекса" - ни о покупке данных у социальных сетей, ни о создании "системы таргетированной рекламы". Поэтому и не очень понятно, как комментировать - нам самим было интересно читать "Коммерсант". Яндекс давно экспериментирует со всеми видами таргетинга, соц-дем таргетинг - не исключение. Как только мы будем готовы что-либо объявлять, мы обязательно это сделаем".

Возникает вопрос: если "Коммерсант" ошибся и написал неправду, то почему не было официального опровержения? Если и сделка с Forticom и переговоры с "Яндексом" правда, то почему возмущается социальная сеть Odnoklassniki.ru и кому нужна такая противоречивая информационная шумиха?

Евгения Мелешко, Sostav.ru

Евгения Мелешко, Sostav.ru