14.01.2008

Водка в опасности. Россияне постепенно переключаются на виски, джин и ром

В 2007 году объем российского рынка алкоголя вырос на 11,7% по сравнению с предыдущим годом, сообщает Центр исследования федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА). При этом импорт водки снизился на 2,6% (своей хватает), а импорт экзотических крепких напитков резко возрос: виски – на 160%, джина – на 132%, а рома – на 138%. Коньяка и текилы тоже стали ввозить больше – на 22 и 18% соответственно.

В докладе ЦИФРРА оценивает этот процесс так: «Тенденция – обратная мировой. В мире начинает набирать популярность водка (по крайней мере мировой маркетинг готовит постепенную замену лидера на мировом рынке крепкого алкоголя)». В нашей же водочной стране, наоборот, традиционный напиток вытесняется импортным виски. И, как отмечают специалисты, это происходило бы еще быстрее, если бы импортеры начали завозить дешевый виски, который продается на западных рынках по 1–2 доллара за литр.

Ранее крупные продавцы алкоголя пытались сделать лидером текилу, но потерпели фиаско. Ее продажи в мире в 4–5 раз ниже, чем у виски или водки. Да и в нашей стране виски продается 1,17 млн. дал против 0,13 млн. дал текилы. В России кактусовый напиток занял серьезные позиции среди состоятельной публики и «продвинутой» городской молодежи.

Между тем, несмотря на громкие заявления Роспотребнадзора, в России по-прежнему хватает и фальсифицированного алкоголя. «В 2007 году в стране было произведено около 450 млн. литров нелегальной водки. Причем наряду с откровенным фальсификатом в эту цифру входит и качественная заводская продукция, продаваемая без акцизных марок. Производители таким способом экономят 30–40 руб. с каждой бутылки», – пояснил «НИ» директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Около 30% составляет «темная» доля на коньячном рынке. Сюда включается как нелегальный коньяк без акциза, так и фальсифицированный продукт, произведенный не из стандартных материалов. А вот насчет дорогих экзотических напитков г-н Дробиз спокоен – по его словам, таможенный контроль элитного алкоголя достаточно эффективен, чтобы не допускать в Россию фальсификат.

Что касается вина, то здесь «воровать акциз» смысла нет, поскольку выгода составляет лишь около 2 руб. с бутылки. Фальсификация идет за счет использования в производстве не существующих в природе виноматериалов – химических добавок, порошков и т.п. Сейчас доля фальсифицированного вина в стране около 30%.

Заметим, что объем поставок виноградного вина в Россию в 2007 году оказался ниже, чем в 2005-м, на 30–35% (хотя выше, чем в 2006 году на 6,5%). Это по-прежнему связано с тем, что в марте 2006 года Роспотребнадзор полностью запретил ввоз грузинских и молдавских вин, заявив, что они не соответствуют санитарным нормам. Осенью прошлого года Кишинев получил разрешение на экспорт, но эффекта пока не чувствуется. Что касается Тбилиси, то Союз производителей грузинских вин направил на прошлой неделе главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко предложения по урегулированию проблемы поставок на наш рынок. В частности, грузины хотят пригласить российских чиновников на сбор урожая, ознакомить их с системой регистрации ввоза, оборота и хранения пестицидов, используемых в отрасли. Однако в вопросе «пустить – не пустить» главное для нас чаще всего не технология, а политика, так что ждать возврата киндзмараули и хванчкары пока явно преждевременно. // НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

Новые Известия